В дискуссию между правительством и парламентом о налоговой реформе вмешался Президент. Он взял на себя функцию внесения в Верховную раду компромиссного законопроекта, ведь парламентский вариант забраковал МВФ, а правительственный вряд ли работал бы. Но и компромиссный вариант, по мнению экспертов, грозит обеднением граждан и миллионной безработицей из-за закрытия малых предприятий.
нарушением законодательства?
Премьер-министр Арсений Яценюк сообщил, что Президент Порошенко внесет доработанный Налоговый кодекс в Верховную Раду. На заседании Кабинета министров он рассказал о договоренности с главой государства. « Мы вносим этот налоговый кодекс Президенту страны, и он, пользуясь своими конституционными полномочиями, вносит его в парламент с ходатайством о рассмотрении его неотложной процедурой как первоочередной», – рассказал премьер. Сейчас, по его словам, правительство дорабатывает соответствующий документ. А. Яценюк подчеркнул, что новые ставки налогов будут действовать с 1 января 2016 года, а сам Налоговый кодекс вступит в силу со второго квартала 2016 года.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко отмечает нарушение законодательства. «Изменения в налогообложении возможны не менее чем за полгода до нового бюджетного периода, который стартует с Нового года», — сказал он. Эксперт подчеркнул, что ст. 4.1.9. действующего Налогового кодекса гласит, что «изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки».
Эксперт напомнил, что было подготовлено два «конкурирующих» проекта налоговой реформы — от Кабинета министров и от депутатов. Минфин в своем проекте налоговой реформы предлагал концепцию «все по 20», предполагая е повышение текущих ставок налога на прибыль и налога на доходы физлиц до 20% и сохранение ставки НДС на уровне 20%.
Законопроект от народных депутатов был более либеральным. 4 декабря глава парламентского комитета по налоговой политике и автор проекта Нина Южанина сообщила, что подала в Кабинет министров список замечаний к правительственному проекту. Министр финансов Наталия Яресько объявила, что компромисс найден, однако группа авторов депутатского законопроекта опубликовала заявление, что с ними компромисса никто не достигал. Тем не менее, Н. Яресько сообщила детали компромиссного варианта. Среди них: введение ставок налога на доходы физлиц и налога на прибыль до 18% уже со следующего года, и до 17% с 2017 года. (См. ИНФОГРАФИКУ)
Вмешался Президент
Модератором дискуссии вокруг налоговой реформы, развернувшейся между правительством и депутатами, выступил П. Порошенко. На его официальном сайте сообщается, что в результате обсуждения с премьер-министром, министром финансов, народными депутатами и отдельными министрами, предлагается принять компромиссные предложения. Налог на прибыль и на доходы физлиц увеличиваться не будет.
«Очень важно, чтобы эта философия распространялась на несколько лет. Если мы ставим 18% налог на прибыль предприятий и НДФЛ на 2016 год, чтобы мы сейчас зафиксировали, что 2017 год ставка будет еще уменьшена на один процент, а на 2018 определили ориентир, по которому мы должны достичь максимум 20-процентной нагрузки на фонд заработной платы — примерно 10% НДФЛ и 10% — ЕСВ»,– выразил мнение глава государства.
Отметим, нардепы предлагали снижение налога на доходы физических лиц до 10%, налога на добавленную стоимость – до 15%, единого социального взноса — до 20%, а также переход к налогу на распределенную прибыль по ставке 15%.
Однако этот законопроект подвергся критике со стороны МВФ. «Он приведет к сокращению налоговых поступлений на 9-10% ВВП. Это гигантская сумма. В международном сопоставлении она почти беспрецедентна», — заявил постпред МВФ в Украине Жером Ваше. А Н. Яресько дала пресс-конференцию, на которой заявила, что ее предложение предусматривает снижение поступлений в госбюджет на 60 млрд гривен, тогда как альтернативный проекты предусматривают снижение на 150-200 млрд гривен. Министр заявила, что пора перестать придумывать какую-то «свою» налоговую реформу и начать делать то, что предлагает МВФ.
Тем не менее, у отечественных экспертов возникли сомнения, что налоги в таком случае вообще будут платить. «Никто не будет платить эти драконовские налоги. Будет возвращение в 90-е. Отсутствие регистрации, расчеты в валюте и исключительно наличный оборот.Налоговый кодекс в правительственной редакции в случае принятия уничтожит не малый и средний бизнес, а Украину», — заявил политик Александр Динилюк.
«Отбелить» зарплату нереально, а малый бизнес в «минусе»
А. Охрименко отмечает, что по Налоговому кодексу 2010 года, налог на прибыль поэтапно снижался с 25% до 16% в течение 2010-2014 годов. А в январе 2015 П. Порошенко подписал закон о реформировании общеобязательного государственного социального страхования и легализации фонда оплаты труда. Он предусматривал снижение ставки ЕСВ с 41% до 16,4% в случае если предприятие увеличивает фонд оплаты труда на 30%и заработная плата превышает 3 минимальныхокладов.
Сейчас единый ЕСВ формируется из двух частей: 3,6% начисленной зарплаты (платит работник) + работодатель платит 36,76% на сумму начисленной зарплаты (но не более чем с суммы в 17 прожиточных минимумов или 20706 гривен). Предлагается, что работник этот взнос платить перестанет. А работодатель будет вносить за него 20%. «Отбелить зарплату таким способом нереально, ведь на нее начисляется НДС. И бизнес по-прежнему будет стремиться уйти в теневой сектор экономики», — считает А. Охрименко. Также, по его мнению, усилится налоговая нагрузка на граждан. «Сохраняется военный сбор, составляющий 1,5% от зарплаты. Это значит, что вместе с налогом на доходы физлиц каждый гражданин будет отдавать 19,5% от заработка. А не облагаться налогом будет лишь половинка минимальной зарплаты- 689 грн. А это- всего 27 долларов», — сказал он, отметив, что и эта поблажка будет применяться к зарплатам сумма которых не превышает» 4 134 гривен (три минимальных зарплаты).
При этом в компромиссном варианте налоговой реформы сохраняется норма о налогообложении пенсий по ставке 15%. Она касается 30,5 тысячи пенсионеров получающих свыше 4 134 гривен..
Однако наиболее острой критике экспертов подверглась отмена упрощенной системы налогообложения, что приведет к увеличению налоговой нагрузки на малый бизнес. Подсчитано, что 161,7 тыс юрлиц будут платить налог на прибыль на общих основаниях и вести бухгалтерский учет. 58,7 тыс. физических лиц будут платить при этом налог на доходы физлиц на общих основаниях (из-за ограничений в 2 млн грн объема реализации).
Президент Союза налоговых консультантов Леонид Рубаненко заявляет, что моментальный переход более 161 тыс. юрлиц, которые сейчас находятся на едином налоге, на общую систему не будет способствовать увеличению платежей.
«Это полностью убивает бизнес», — подчеркивает он. А управляющий партнер ЮФ «Центр правового консалтинга» Артур Нонко отмечает: «Проект налогового кодекса не способствует выходу из тени физических лиц-предпринимателей, и выгоды для государства не будет. Малые предприятия или закроются или будут работать «в минус».
А руководитель секретариата совета предпринимателей при Кабмине Андрей Забловский прогнозирует закрытие 30-40% предприятий малого и среднего бизнеса. Отметим, что в таком случае потеряют работу около миллиона человек. Ведь крупный бизнес обеспечивает 655 тыс. рабочих мест, малый — 3, 4 млн., а средний — 4,4 млн.