С 1 июля украинцев ожидают не только новые «нокаутирующие» тарифы на тепло, но и обновленный порядок налогообложения недвижимости.
Так, согласно пунктам новой редакции Налогового кодекса (НК), компромиссный вариант который народные депутаты приняли еще в декабре прошлого года, в стране вдвое уменьшены льготные нормы площади жилья. Так, для квартир они снижены со 120 кв. м до 60 кв. м, а для домов – с 250 кв. м до 120 кв. м.
Это значит, что количество плательщиков налога на недвижимость возрастет более чем в 2,5 раза, подсчитали налоговики.
Сама ставка налога увеличена с 1-2% до 3% от минимальной зарплаты и местные органы власти, в компетентности которых находится этот побор, не имеют права его корректировать. То есть, за 1 кв. м, попадающий в периметр налогообложения, придется заплатить 41,28 гривны.
К примеру, собственник квартиры в 70 кв. м, который в прошлом году не числился в рядах плательщиков налога, получит квитанцию на 410,28 гривны, поскольку он заплатить за 10 кв. м, которые не попадают в льготный норматив. А вот лица, владеющие жилой площадью в 150 кв. м, раскошелятся на 3,7 тыс гривен, вместо прошлогодних 384,3 – 730,8 гривны.
Граждане, имеющие апартаменты в 300 кв. м или дома в 500 кв. м, обязаны уплатить сверх всего 25 тыс гривен.
Отметим, что такой порядок налогообложения распространяется в случае одного владельца и если, например, трехкомнатная квартира в 80 кв. м находится в совместной собственности, то такое жилье не попадает под налоговые требования.
Новые положения вызывают недоумение у экспертного сообщества, так как налог привязан к квадратному метру и не учитывает стоимость объекта, его месторасположения и социального статуса владельца.
Сергей Костецкий, специалист по маркетингу компании SV Development говорит, что жители сельской местности больше всего почувствуют негатив от налогового новшества, поскольку сараи, различные пристройки и подсобные помещения, размещенные на приусадебном участке, согласно обновленному закону, квалифицируются как коммерческая недвижимость, а на нее не распространяются льготные нормы.
«Те люди, которые владеют старенькими домиками, которые стоят в селе, и ими никто не пользуется, у них со временем начнутся очень серьезные проблемы», — заявил специалист, подчеркнув, что многие дома уйдут с молотка по причине накопленного налогового долга.
В свою очередь рынок коммерческой недвижимости отреагирует на новые правила взвинчиванием арендных ставок, поскольку фискалы в ходе оценки будут брать во внимание не торговую площадь, чья доля, например, в ТРЦ составляет 60%, а общую, включая инженерные, подсобные и подвальные помещения.
«Введение налога на коммерческую недвижимость уже назрело, но эта недвижимость должна быть градирована: торговые центры, малые архитектурные формы, есть коммерческие помещения встроенные, полуподвальные. Необходимо для каждой категории ввести свою шкалу, а потом уже вводить налог», — разъясняет С. Костецкий.
Также аналитик прогнозирует дальнейший рост ставки налога: «Налог на недвижимость у нас пока что адекватный, но со временем он будет повышаться, согласно европейским нормам, и, возможно, станет уже непосильным. Вводить налог на недвижимость нужно, но с учетом четко продуманной градации налоговых ставок».
В краткосрочной перспективе, говорит директор социологической службы «Украинский барометр» Виктор Небоженко, налог спровоцирует поднятие цен на земельные участки и саму недвижимость, рынок который и так стремительно теряет инвестиционную привлекательность из-за растущих тарифов ЖКХ.
Правозащитник Эдуард Багиров считает, что для применения новых норм нет условий, поскольку 80% украинской недвижимости на сегодняшний день не внесена в единый реестр, то есть, налог с нее может быть насчитан только спустя несколько лет, но за весь период действия закона.
Таким образом, по словам юриста, создается искусственная задолженность, которая рано или поздно «всплывет» и позволит фискальным органам требовать огромных сумм с собственника жилья и даже забирать у него недвижимость.
В связи с этим, говорит С. Костецкий, в 2019-2020 гг стоит ожидать коллекторский бум.
А вот заведующая отделом исследования уровня жизни Института демографии и социальных исследований НАН Украины Людмила Черенько выразила убеждение в том, что налог со временем будет пересматриваться.
«Это норма, которая только-только вводится, на начальном этапе нельзя всего учесть. Пройдет год, и возникнут какие-то изменения, дополнения. К тому же, у нас регистрация по какому-то конкретному адресу не всегда отвечает реальной картине, тому, сколько людей проживает в жилом помещении. Так что регистрацию необходимо отменить», — сказала она, добавив, что в некоторых странах, под налогообложение попадает побочное жилье, а если оно у семьи основное или единственное, то граждане вообще освобождены от платежей.