Наши реалии: блеск и нищета потребителей

Пресловутое «общество потребления», которым нас пугали еще тридцать лет назад, быстро нашло своих сторонников в Украине. Причем, как и многие вещи и идеи, пришедшие к нам с Запада, потребительство приняло в нашей стране самые уродливые и отвратительные формы…
Из грязи в князи
Владимир (или, как он сам себя называет, Вовчик) живет на киевской Воскресенке. В свои тридцать с небольшим он не имеет семьи, постоянной работы и образования. Жена уже давно ушла к другому, так как у Вовчика не сложилось с работой, нормальной работы нет, потому как Вовчик ничему в жизни так и не научился, а образования нет потому, что не очень-то и хотелось. Впрочем, Вовчик не грустит. Периодически работает то в охране, то на стройке, заработанных денег хватает на пиво и семки. Ну, и на выплату кредитов (периодически). А в кредите у Вовчика много чего. Например, хороший 42-дюймовый плоский телевизор. И навороченная видеоприставка. И iPhone. А перед ним была китайская подделка, успешно раздавленная собственным задом. И тоже купленная в кредит. Кстати, кредит на iPhone у Вовчика оформлен на друга. Потому как ему теперь ни один банк кредит не выдаст — Вовчик просрочил выплаты по кредиту за телевизор и приставку. «Банк натравил на меня коллекторов. Ну, звонили они мне, «ну и шо»? Я сменил симку, а когда пришли домой, сказал, чтобы подавали на меня в суд. Они и отвалили», — радуется Вовчик своей смекалке. Как оказалось, коллекторы не «отвалили» — долги Вовчика закрыла его мама-пенсионерка. Пожилой женщине так надоели угрозы коллекторов, что она отнесла в банк почти все свои сбережения – более 5 тысяч гривен. Судя по всему, за iPhone платить придется тоже ей – Вовчик уже два месяца не может найти работу. Он удивляется, когда его спрашивают, зачем ему такой дорогой телефон: «У всех есть, я чё, хуже!». Аргументы, что у большинства его сверстников телефоны гораздо дешевле, зато есть нормальная работа, Вовчика не впечатляют. Ведь за желание «не быть хуже» платит не он, а его мама.
С жиру бесятся
Таких как Вовчик, в Украине десятки и сотни тысяч. По данным Независимой ассоциации банков, по состоянию на 1 августа 2013 года украинцы взяли у банков кредитов почти на 191 миллиард гривен. 68,9% от этой суммы составляют потребительские кредиты. Люди берут в кредит телефоны, компьютеры, теле- и видеотехнику, турпутевки и даже обувь. Большинство из приобретенного им абсолютно не нужно. Эти вещи означают для них либо слепое следование моде (как у Вовчика), либо приобретение некоего символа, подымающего их статус. Именно поэтому часто можно увидеть припаркованный возле задрипанной «хрущевки» автомобиль, стоимостью под 100 тысяч евро. Или девушку, одетую в дорогую одежду от кутюр, и едущую в переполненной и грязной маршрутке. Все одни – жертвы социальной болезни, получившей на западе термин «синдром потреблятства». У нас когда-то говорили проще – с жиру бесятся. А в США психиатры даже вывели новое психическое расстройство – ониоманию. Это когда у пациента наблюдается стойкое и непреодолимое желание что-либо покупать, не обращая внимания на необходимость и последствия. Ну как тут можно остановиться, если тебе предлагают «очумительные» два «фигзнаетчто» по цене одного! Ну и что, что ты даже не знаешь, что это! Ведь это дешево! А вот реклама – звезда Пупкина купила последнюю модель iPhone! Нужно срочно продать свое двухмесячное старье, и купить новый! Кстати, реклама считается одним из виновников ониомании. Ведь большинство рекламы направлено на стимулирование наших самых низменных чувств – жадности, зависти, чревоугодия. И если один человек в силу своего хорошего воспитания может контролировать свои потребности, то другой ради удовлетворения своих желаний готов продать даже душу. Эти инфантильные люди так и не вышли за пределы своих детских хотелок (хочу все и сейчас!), и являются идеальной мишенью для продавцов никому не нужных вещей.
Не в деньгах счастье?
Украинцы, наверное, первая нация в мире, которая опровергла эту пословицу. Ведь как показывает опрос, проведенный КМИС в мае этого года, уровень счастья украинцев сильно зависит от их благосостояния. Так, если среди бедных насчитали всего 36% счастливых людей, то среди тех, кто может позволить себе практически все, число счастливчиков переваливает за 78%. Возможно, именно этим и объясняется неуемное желание многих украинцев казаться круче, чем они есть на самом деле. Даже из-за этого придется голодать. Или влезать в огромные долги. Ведь понты – это наше все.

Читайте также по теме