Димитрий Бабич
14:05 11/06/2013

Насилие в обществе: Плата за экранный просмотр

Не так давно специалисты Киевского Центра научно-образовательных инноваций и мониторинга провели масштабное социологическое исследование на предмет влияния нынешних сериалов и художественных фильмов, а также выпусков новостей, наполняющих сегодня телевизионный эфир Украины, на рост уличной преступности, насилия в обществе и бытовые инциденты. Проанализировали – прослезились. Оказывается, у более, чем трети подростков после просмотра целого ряда боевиков и «ужастиков» возникает желание каким-либо образом удивить или даже шокировать окружающих, а каждый десятый молодой человек, находясь под впечатлением от очередной криминальной телесаги, хоть раз в жизни мечтал взяться за оружие. Специалисты бьют тревогу: в случае сохранения подобной тенденции можно будет говорить о серьезной проблеме, суть которой сведется к болезни общественной ненависти. 
Сразу стоит оговориться. Среди респондентов, которым давалась вопросы о влиянии на их образ жизни сериалов, фильмов и Интернет-продукции, были не только школьники, учащиеся колледжей и студенты вузов. В категорию опрашиваемых лиц попали также их учителя и преподаватели – именно поэтому само по себе исследование носило репрезентативный характер. И вот что любопытно: в общем и целом приз «зрительских симпатий» все-таки достался кинокомедиям – фильмы, содержащие сцены насилия, оказались на втором месте. Впрочем, как отмечают психологи, в данном случае следует делать поправки на тот же возраст целевой аудитории. «Как правило, молодежь не прельщает комедийный жанр, а взрослым не интересны «стрелялки», — комментирует данные своих коллег кандидат психологических наук Вадим Билецкий. – Но не может не настораживать тот факт, что фильмы, где главного героя пытают или, в конце концов, убивают, вошли в «лидирующую тройку». Всплеск насилия – это такая своеобразная плата за экранный просмотр».
Кстати, это касается и выпусков новостей. В данном контексте следует вспомнить поистине жуткие кадры избиения и последующей гибели лидера Ливии Муаммара Каддафи, распространенные по новостным каналам практически всего мира. Поговаривают, что в свое время они собрали впечатляющую по численности аудиторию. То же самое сегодня можно сказать и о видеоресурсах во Всемирной Паутине – согласно последним данным, наибольшее количество просмотров собирают уже не «милые и смешные кошечки и собачки», а кадры с автомобильных регистраторов, бесстрастно фиксирующие избиение хулиганами прохожих и нападение на частные владения. «Порой число заходов на такие сайты превышает миллион, — сказал ГолосUA эксперт-волонтер Международной Интернет-группы Януш Булевский. – В настоящее время их нельзя запретить или ограничить к ним доступ. Единственное, что можно сделать – это поставить предупреждение о наличии сцен насилия, но не думаю, что подобные меры могут остановить любопытство тех же подростков».
Как утверждают психологи, не нужно быть маститым экспертом, дабы констатировать, что телевизионная, видео и даже информационная продукция зачастую далека от соответствия принципам этики и эстетики. По некоторым данным, только в прошлом году «по мотивам» кино и сериалов были совершены тысячи преступлений – как мелких, так и особо тяжких. Правоохранители отмечают, что сегодня злоумышленники нередко располагают видеотеками с новейшими фильмами, попавшими под запрет, например, в США из-за их излишней жестокости. А бомбу вообще можно изготовить в домашних условиях, руководствуясь планом, который без всяких ограничений выложен в Интернет.
Впрочем, главное даже не в этом. Складывается вполне объяснимое впечатление, что в наш век информационных технологий распространение насилия в эфире уже практически не остановить. В конце 2012-го американская Независимая ассоциация зрителей кино выступила с сенсационным заявлением, в котором подчеркнула: Из каждых десяти фильмов, снимаемых сегодня на «Фабрике звезд, по меньшей мере, восемь из них представляют собой «кровавые фэнтези». И если раньше западная пресса обрушивалась с критикой на ленты Квентина Тарантино, в буквальном смысле заливающих экран бутафорской кровью, то в настоящее время реакции «эстетов» на «геноцид персонажей» практически нет. Наоборот, именно такие картины сегодня собирают полные залы и, как правило, приносят своим создателям миллионные гонорары, отказываться от которых, естественно, никто не собирается. Говорить же о насилии в новостных сюжетах также не приходится возможным. Практически ежедневно во всем мире происходят десятки тысяч убийств, а сводки с театров военных действий напоминают фильмы ужасов. «Оградить своих детей от влияния этого потока негатива – дело отдельно взятой украинской семьи, — напоминает Вадим Билецкий. – Однако, не стоит забывать, что именно государство под угрозой деградации должно на самом высоком уровне заботиться о моральном состоянии своих граждан. Поэтому, если мы не хотим однажды утром проснуться в стране, где этические и моральные устои полностью нивелируются, необходимо подумать о всевозможных госпрограммах, пропагандирующих разумное, доброе, вечное»…

Читайте также по теме