Нацбанк повысил учетную ставку из-за ускорения инфляции. Ранее эта мера не слишком помогала – эксперты говорят, что рост тарифов и цен не позволяет перенаправить доходы населения с потребления на сбережение, как задумали в НБУ.
«Нас ждут тяжелые испытания»
Национальный банк Украины (НБУ) повысил учетную ставку. «Правление НБУ приняло решение повысить учетную ставку до 8,5% годовых. Кроме того, НБУ прекращает использование антикризисных монетарных мер с начала IV квартала», – сообщил на брифинге глава НБУ Кирилл Шевченко.
Причиной он назвал ускорение инфляции. «В июле цены выросли на 10,2% в годовом измерении. В августе инфляция продолжила ускоряться», — сказал глава Нацбанка. По его словам, цены выросли из-за высоких мировых цен на энергоносители и продовольствие. Также на это повлияли плохие погодные условия.
Напомним, что Национальный банк в марте поднял ставку до 6,5%, в апреле повышал учетную ставку до 7,5%. А в июле — до 8%. При этом инфляция, которая составляла 7,5% в феврале, в апреле выросла до 8,4%. В июне она была уже 9,5 %. А после очередного повышения учетной ставки инфляция подскочила до 10,2%.
Учетная ставка – это процент, под который, по которой Национальный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. С помощью учетной ставки он влияет на инфляцию – чем выше ставка, тем дороже для банков. В результате кредиты и депозиты потребителей стоят больше. Считается, что это стимулирует бизнес и население накапливать деньги, а не тратить их на потребление. Когда те беднеют на уровень процентной ставки, спрос на товары сокращается, и из-за этого инфляция замедляется. То есть цены на товары не растут потому, что их уже не покупают.
Кирилл Шевченко сулит, что до целевых 5% инфляция постепенно вернется в 2022 году. А на решение НБУ поднять учетную ставку, по его словам, повлияло сотрудничество с МВФ.
Экономисты обращают внимание на сокращение кредитования при росте учетной ставки, и, как следствие, замедление экономического роста. Антикризисные меры Нацбанка, введенные в январе, как раз касались кредитования. Тогда банкам рекомендовали реструктуризировать кредиты так, чтобы реструктуризация не ухудшала условия для заемщика, и т.п. Теперь от антикризисных мер Нацбанк отказался.
«Нас ждут тяжелые испытания», — написал в соцсети экономист Александр Гончаров. Он назвал решение Нацбанка тревожным знаком для экономики и граждан. Экономист написал, что Федеральный резерв США и Европейский Центробанк не поднимают свои ключевые ставки, а наоборот, запускают стимулирующие пакеты
«А руководство НБУ, не понимая природу коронакризиса, поднимает ставки — продолжая губить украинский бизнес и останавливая рост доходов населения», — сетует Гончаров. Он рассуждает: «Теперь всем будет хуже, если у финансовых властей нет дела до экономического роста в Украине, до инвестиций и создания новых рабочих мест. А если это чей-то злой умысел в условиях преодоления негативных последствий пандемии для украинских рынков? Тогда что-то должно бабахнуть. И в самой ближайшей перспективе».
Отметим, ключевыми факторами инфляции считаются монетарные (денежные) факторы. Под ними понимается прямое влияние роста денежной массы на инфляцию и уровень цен. Именно поэтому Национальный банк (как Центробанки любых стран) как орган, ответственный за выпуск денег в обращение, несет ответственность за уровень инфляции.
Однако глава совета Национального банка Богдан Данилишин констатирует, что «90% нынешнего прироста инфляции формируют немонетарные факторы». По его слова, такая тенденция прослеживается начиная с IV квартала 2020 года.
А в течение нынешнего года, по его словам, среди основных факторов немонетарной инфляции был рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги, изменчивость мировых цен на нефть и продукты украинского экспорта.
«Объясняется различными типами немонетарных шоков»
Богдан Данилишин заявил в СМИ, что о немонетарном характере формирования инфляции свидетельствует «значительная неравномерность роста цен по отдельным категориям потребительских товаров и услуг».
Гава совета Нацбанка перечислил, что существенно выросли жилищно-коммунальные услуги: газоснабжение — в 2 раза, электроснабжения — на 37%. Стоимость сахара выросла за год — на 91%, подсолнечного масла — на 76%. «Такой широкий диапазон значений объясняется различными типами немонетарных шоков и разной интенсивностью их воздействия на коррекцию цен отдельных производителей товаров и услуг в зависимости от технологического процесса», — рассудил он.
Со слов Данилишина выходит, что повышение учетной ставки не поможет. «В условиях доминирования среди факторов инфляции факторов, слабо связанных с совокупным спросом, повышение учетной ставки и связанных с ней ставок по основным операциям НБУ будет иметь ограниченное влияние на инфляцию, однако будет подавлять спрос, необходимый для восстановления экономики и угрожать ухудшением ситуации в экономике», — заявил он в СМИ.
А по логике регулятора, дескать, повышение учетной ставки должно переориентировать доходы населения с потребления на сбережения. Но сберегать нечего.
Более 95% денежных доходов населения направляется на цели потребления, 70% которых являются целями первоочередной необходимости, отмечает Данилишин. А вот финансирование государственных расходов, по его словам, происходит в условиях перевыполнения плана доходов и получения дешевых внешних займов. Про таких условиях, «эффективность повышения учетной ставки в качестве инструмента подавления инфляции сомнительна».
Глава совета Нацбанка не пояснил, почему совет не может повилять на решение НБУ. Он лишь перечислил факторы, при которых повышение учетной ставки попросту вредит экономике. Так, Богдан Данилишин отметил, что совокупный внутренний спрос, как ключевой фактор монетарной инфляции, остается подавленным.
По его словам, восстановление ВВП не происходит в масштабах, которые могли бы компенсировать прошлогоднее падение. «Фактический реальный ВВП составляет около 97% от своего потенциального уровня. Рост реальной заработной платы населения не покрывает рост потребительских нужд…. Инвестиционная активность предприятий остается на исторически низком уровне (капитальные инвестиции — менее 9% ВВП)», — констатировал он.
Данилишин отмечает, что продажа населением валюты превышает покупку – с начала года сальдо составило 1,8 млрд. дол. Он сообщил в СМИ, что по операциям населения с валютой в сентябре возобновилось предложение иностранной валюты. Чистая продажа физическими лицами с начала месяца составила 30 млн долларов. «Население продолжает использовать накопленные сбережения на нужды текущего потребления», — пояснил глава совета НБУ.
Александр Гончаров, в свою очередь, пишет в соцсети: «Полки с дешевыми макаронами быстро пустеют, как и карманы украинцев». Он отмечает, что впереди очередные локдауны, «а эффективных новых решений в монетарной политике НБУ для поддержания украинского бизнеса и недопущения более мощного инфляционного витка так до сих пор и нет».