Уже много месяцев подряд Госстат настойчиво убеждает украинцев в том, что потребительской инфляции в стране не существует и цены в ноябре 2012 года, к примеру, ну ничем не отличаются от тех, что мы наблюдали в ноябре 2011 года. Мало того, оказывается, если верить бюрократам от госстатистики, какая-то часть продуктов еще и дешевеет. Вторят Госстату и чиновники с упорством, достойным лучшего применения, вещающие о том, что «нет причин для подорожания хлеба» или «капуста, как никогда, доступна для населения» или «сыр и творог скоро подешевеют на 40%». В бредовость подобных утверждений уже мало кто верит, потому что поход в магазин неумолимо доказывает обратное – цены растут. Но растут не только цены. Продукты питания дорожают и в иной способ.
Если об «усушке-утруске» многие помнят еще с советских времен и представители старшего поколения хорошо знают о том, почему «на развес» при Союзе продавался мокрый сахар, прелая гречка и т.д. Вода, она, знаете ли, тоже имеет вес. Причем если этот вес сосредоточен в сыпучем продукте, где его (веса воды – ред.) быть не должно больше, чем того требует ГОСТ, то покупатель платит не столько за крупу, сахар, макароны, соль и прочее, сколько за вес воды по цене продукта. Соответственно, переплачивая при этом солидную сумму, ведь вода – дешевле, чем продукты. Для того, чтобы сухой продукт «напитался» водой, не нужно даже особых ухищрений, часто хватает всего-навсего немного нарушить условия хранения, поместив продукты в помещение с высокой влажностью и… здравствуй прибыль из воздуха! А точнее – из водяного пара.
Используется ли такой метод сейчас? Да. Он прост и при этом весьма сложно опротестовываем, если только продавец будет соблюдать аккуратность и его жадность не выйдет за пределы нескольких процентов.
Но это не единственный способ, который помогает сделать продукт дороже, формально не изменяя его цену.
После развала СССР и активного внедрения «рыночной экономики» на прилавках отечественных магазинов и супермаркетов появилось большое количество полуфабрикатов и порционных упаковок продуктов. Мало кто обратил внимание на тот факт, что в первые годы вес упаковок с продуктами совпадал с теми единицами измерения, которые были приняты в СССР и обычно был кратен 1 кг или 1 л. То есть упаковки были по 0,1 кг, 0,2кг, 0,25 кг, 0,5 кг и 1 кг. То же самое и с жидкими продуктами, только в долях от 1 л. Исключением здесь являлись водка и вина, где 0,7 л и 0,75 л были вполне приемлемыми.
Но с течением времени вес упаковок стал меняться в сторону их уменьшения, хотя цена либо оставалась прежней либо и вовсе росла. Вместо 100 г плиток шоколада, появились сначала 95 г, затем 90 г, потом 85 г сейчас и 70-граммовые плитки. А цена – стабильна. Но с учетом уменьшения веса шоколадка подорожала на 30%! Ведь по отчетам Госстата она проходит как единица товара с фиксированной стоимостью. Вот и нет никакой инфляции. То же самое происходит и с молочными продуктами, с соками, колбасой, консервами и т.д. Так что если цены не растут, это не означает, что продукты не дорожают.