Андрей Кислов
17:00 06/11/2020

Невыполнимый госбюджет: На что хватит денег в 2021 году

Планируя на бумаге рост ВВП, правительство вовсе не собирается поднимать экономику, говорят эксперты. Дескать, власти поддерживают очень низкую стоимость труда рядовых украинцев, «чтобы хватало на еду». Зато, на фоне экономического кризиса, в проекте госбюджета появились дополнительные расходы.

Больше денег в «депутатский фонд»

Проект Государственного бюджета на 2021 год может быть принят в целом в течение ноября — сообщил представитель Кабинета министров в Верховной Раде Василий Мокан (фракция  «Слуга народа»).

По его словам, госбюджет нужно принять в течение ноября, чтобы к 1 декабря не только выполнить норму Бюджетного кодекса по дате принятия, «но и дать возможность и местным органам власти сформировать местные бюджеты на основе государственного».

Впрочем, в реалистичности проекта  государственной сметы уже имеются сомнения.  «Основной претензией к проекту является абсолютная нереальность цифр, когда занижается степень падения экономики и неясно, на каком основании предполагается ее рост в следующем году», —  говорит политический и экономический эксперт Всеволод Сепанюк.

Отметим, что Верховная Рада приняла проект государственного бюджета в первом чтении с опозданием в две недели от графика, заложенного в Бюджетный кодекс. Голосование состоялось 5 ноября, хотя проект был подан, как и положено — 15 сентября. Бюджетный комитет должен был до 15 октября рассмотреть 2451 поправку внесенную депутатами, а 20 октября  планировалось голосование. 

Рада тогда не работала – официально перерыв был сделан  по причине коронавируса, которым заболело несколько депутатов. Но после местных выборов парламент приступил к работе.

Вывод комитета был представлен в начале ноября. После рассмотрения всех поправок, Кабмину предложили увеличить расходы бюджета на 20 млрд грн при подготовке ко второму чтению.

Больше всего планируют увеличить расходы  Минфина. На 7,4 млрд. грн. должна вырасти субвенция на социально-экономическое развитие.  Отметим, что  в распределении этой субвенции участвуют народные депутаты, ее еще называют «депутатским фондом».

Кроме того, депутаты пожелали увеличить  расходы Министерства культуры и информационной политики. Ему сулят дополнительно 2,5 млрд грн.; Министерству инфраструктуры обещают 3 млрд грн на развитие инфраструктуры аэропортов, и дополнительно полтора миллиарда на аэропорт в Днепре. Полмиллиарда получит Госпотребслужба на содержание аппарата. Наконец полтора миллиарда дополнительно обещают Минздраву для Национального института рака.

Потребности в расходах могу вырасти еще больше, невзирая на планы, заложенные в законопроект. «В случае продления карантина расходы на борьбу с COVID-19 могут вырасти», — заявил в Верховной Раде глава Счетной палаты Валерий Пацкан.

Вряд ли госбюджет  будет выполнен. Эксперты отмечают, что закон о государственном бюджете и в этом году в полной мере не выполняется.

«Закона о госбюджете стопроцентно никогда не выполнялся. Традиционная для Украины практика, когда бюджет регулируется в ручном режиме. Немало статей закона о госбюджете не выполнены, некоторые выполнены процентов на 10-15, в том числе по важным направлениям, которые касаются здравоохранения. Ситуация не из радужных», – говорит политолог Денис Гаевский.

«Увеличение минимальной заработной платы без роста ВВП»

Основные показатели проекта: номинальный ВВП составит 4.5 трлн. грн, а его рост — 4.6%. Экспорт должен вырасти на 2.9%, а импорт — на 10.6% среднемесячная зарплата составит 13.6 тысяч грн, уровень безработицы — 9.2%, инфляция  планируется на уровне 7.3%.

Всеволод Степанюк считает, что проект предполагает грандиозный рост в 4,6% с целью восстановления экономики на уровне годичной давности. «Но если в условиях мирового экономического кризиса украинская экономика не будет падать, то это уже можно назвать достижением, а прогнозируемый рост в 4,6% является и вовсе фантастической, недосягаемой величиной», — говорит эксперт.

Отметим, что ВВП Украины к концу 2020г., по оценкам аналитиков МВФ, обрушится на 7,2%. Только в октябре индекс деловой активности снизился с 49,4 до 47,8 пункта. Это при том, что значение ниже 50 означает, что преобладают пессимистические настроения.

Денис Гаевский приходит к выводу, что планируя на бумаге рост ВВП, правительство вовсе не собирается поднимать экономику в реальности. «Суверенную протекционистскую политику Украина сейчас вести не может, и по большому счету функции правительства сводятся к распределению финансовых потоков, которые  генерируются валютными поступлениями от трудовых мигрантов, от экспортеров и внешних займов. О том, чтобы создавать стимулы и точки роста, к сожалению, речь не идет», – говорит политолог.

Отметим, что в проект государственного бюджета заложено повышение минимальной заработной платы. В настоящий момент она составляет 5 тысяч гривен. С 1 января 2021 ее планируют повысить до 6 тысяч, а с июля — до 6.5 тыс. грн. То есть в январе ее поднимут на 20%. А вместе с июльским повышением рост составит 30% по сравнению с нынешним уровнем.

Показатель минимальной зарплаты в первую очередь связан со сбором налогов, и лишь опосредовано с выплатами работникам. Эксперты прочат рост теневого сектора — работников начнут переводить на полставки. «Резкое увеличение минимальной заработной платы без роста ВВП, то есть без роста производительности труда, приведет к инфляции», — заявил в СМИ финансовый эксперт Василий Матий.

 «Самый минимальный доход, позволяющий только не умереть от голода»

В проекте госбюджета указано, что  правительство планирует привлечь 549,1 млрд. грн за счет облигаций внутреннего госзайма (ОВГЗ). Однако мировые фондовые рынки в последнее время постоянно обновляют максимумы своих биржевых индексов. «Мы резко стали непривлекательными для инвесторов в украинские гособлигации (ОВГЗ)», — пишет в Facebook экономист Александр Гончаров.

Он отмечает, что на фоне выборов в Америке растет интерес у инвесторов к 10-летним казначейским облигациям США. «И в этих тяжелейших условиях кто-то надоумил, а точнее – заставил украинские власти поддерживать очень низкую стоимость труда рядовых украинцев. Главное – чтобы у наших людей оставался самый минимальный доход, позволяющий только не умереть от голода», — отмечает он.

Размер прожиточного минимума в сумме 2189 гривен правительство предлагает на полгода заморозить, тогда как фактический минимум составляет 3763 гривны. Это отметил с парламентской трибуны глава Счетной палаты Валерий Пацкан.

Он констатировал, что на выплату долгов предусмотрена треть расходов госбюджета – почти 620 миллиардов гривен. «Только на обслуживание госдолга пойдет каждая седьмая гривна. Объем государственного и гарантированного государством долга вырастет до 2,9 триллиона гривен — почти 65% ВВП, что превысит установленный Бюджетным кодексом предел», — констатировал глава Счетной палаты.

Читайте также по теме