В минувшую пятницу, 20 сентября, законный президент Венесуэлы Николас Мадуро официально объявил о том, что его страна в одностороннем порядке аннулирует запланированные ранее встречи с представителями Соединенных Штатов Америки и отвергает план по так называемому «мирному урегулированию ситуации» в Боливарианской Республике (БР). Таким образом, Каракас в очередной раз наглядно продемонстрировал стремление придерживаться независимой от Белого Дома политики. Как утверждают некоторые международные аналитики, подобная позиция команды Мадуро может привести к новой эскалации конфликта в отдельно взятом регионе Южной Америки.
Впрочем, повод для упомянутой позиции тому же Каракасу дал именно Вашингтон. По некоторым данным, администрация главы американского государства применила в отношении БР «Пакт Рио» — пакет экономических санкций, предусматривающий полную блокаду Венесуэлы, образно выражаясь, на земле, в небесах и на море. Предполагается, что уже в ближайшее время сопредельная Колумбия закроет воздушное пространство для пассажирских и грузовых самолетов, направляющихся в Маракайбо и Сюдад-Боливар. В это же время Бразилиа блокирует сухопутную бразильско-венесуэльскую границу, а Панама и Коста-Рика воспрепятствует проходу в Карибское море кораблей с грузами для Боливарианской Республики.
Подобное развитие событий стало возможным благодаря фактически провокационным действиям венесуэльской оппозиции. В конце августа нынешнего года самопровозглашенный «лидер народа Венесуэлы» Хуан Гуайдо выступил за введение в БР элитных подразделений колумбийских войск и последующее десантирование элитных подразделений Пентагона на северо-западе страны. «На данный момент в поведении Гуайдо прослеживается вполне реальная и даже в некотором смысле оправдываемая цель: доказать Вашингтону и Боготе свою способность противостоять Мадуро, — сказал в специальном комментарии корреспонденту ГолосUA латиноамериканский политический обозреватель Хорхе-Руис Мендес. – Ни для кого не секрет, что ранее Америка бросила Гуйадо на произвол судьбы, не увидев в нем некоего лидера оппозиционного движения, способного совершить государственный переворот в Боливарианской Республике. Сейчас он попросту хочет «выйти из тени» и заявить о себе, как об опытном и дальновидном политике». Следует особенно отметить, что Колумбия уже начала процесс сосредоточения своих сил на границе с Венесуэлой, однако в данном контексте Богота явно ждет «отмашки» со стороны Соединенных Штатов, рассчитывающих на эффект «Пакта Рио».
Что же в таком случае предпримет Каракас? Ответ на этот вопрос сегодня не могут дать даже маститые аналитики. Ясно одно: в рамках сложившейся ситуации желание команды Мадуро прекратить наметившиеся переговоры с американской стороной кажется вполне логичным. Более того, это оправдывает и намерение венесуэльского правительства инициировать рассмотрение в Совбезе Организации Объединенных Наций законопроекта о защите Боливарианской Республики от прямой агрессии и экономического давления извне. «Совершенно очевидно, что законным властям Венесуэлы удастся обратить внимание мировой общественности на вопиющее нарушение США и их ближайшими региональными союзниками принципов мира и демократии, — отмечает европейский эксперт в области международного права Клаус Хофф. – Здесь нет ничего личного – лидеры Боливарианской Республики, поддерживаемые абсолютным большинством представителей местного населения, просто отстаивают права на территориальную целостность БР и единство социума». При этом на вопрос, возможны ли переговоры Каракаса и Вашингтона в ближайшей перспективе, аналитик ответил отрицательно.
Как там ни было, Совет Безопасности ООН пока не определился с датой рассмотрения «Венесуэльского вопроса». Предполагается, что ситуация, сложившаяся в этой латиноамериканской стране, будет рассмотрена на одной из сессий высшего международного органа в конце октября нынешнего года. До тех пор вести какие-либо прямые дипломатические контакты с Соединенными Штатами и Колумбией, а также местной оппозицией Каракас не станет.