Нонсенс по-украински: власти намерены доломать АПК?

Иностранные компании стали вытеснять отечественных аграриев. Не так уж и медленно, если  учесть их колоссальные бюджеты, а значит и возможности, равно как и земельные банки в долгосрочной аренде. Правительство же, вместо того, чтобы помочь своим фермерам, лишь ухудшает условия украинским сельхозпроизводителям.

Миллионы гектаров

Конечно, мораторий на продажу украинских земель еще как-то сдерживает нас от полной потери своего основного ресурса. Вместе с тем, и долгосрочная аренда наших территорий иностранными компаниями – скажем так, впечатляет. Это одна из проблем: речь идет об огромных территориях с плодороднейшими почвами в долговременном пользовании.

Судите сами: компания Агропросперис (NCH) имеет свои хозяйства в Сумской, Черниговской, Харьковской, Полтавской, Николаевской, Винницкой, Черновицкой, Житомирской, Хмельницкой, Тернопольской, Ровенской, Волынской и Львовской областях. Специализируются предприятия компании на выращивании пшеницы, рапса, кукурузы, подсолнечника и сои. Земельный банк насчитывает 430 тыс га. Основные бенефициары — Джордж Рор и Морис Табачник.

Или вот, к примеру, вполне даже патриотичное название "Украинские аграрные инвестиции". А что скрывается за ним? Угодья в 16 областях Украины, наибольшие площади в Черниговской, Кировоградской, Сумской, Полтавской и Черновицкой областях. Специализация: выращивание пшеницы, кукурузы, подсолнечника, рапса, сои и ячменя. Всего 261 тыс га территорий. Крупнейший акционер УАИ — инвестиционная компания «Ренессанс Групп», должность управляющего партнера в которой занимает Стивен Дженнингс.

Идем дальше. В 2013 году с согласия Антимонопольного комитета произошло слияние компаний AgroGeneration и Harmelia. Обе компании были учреждены западными инвесторами. В результате появился сильный игрок на рынке зерновых и масличных культур с банком в 120 тыс гектаров, и советом директоров из 11 человек (председатель —Майкл Блейзер, президент компании SigmaBleyzer). Кстати, президентом новой компании AgroGeneration был назначен Джон Шморгун, бывший президент компании Harmelia, а вице-президентом стал Шарль Вилгрейн, экс-глава прежней компании AgroGeneration.

Другой пример — компания Glencore, расположившаяся в Винницкой, Одесской, Киевской и Черкасской областях. Название — ненашинское, потому наверное ее представительство в Украине названо более нейтрально: "Аграрные технологии". Специализация компании — экспорт сельхозкультур,  выращивание пшеницы, кукурузы, подсолнечника, сои и рапса. Земельный банк составляет порядка 80 тыс. га. Основной бенефициар Glencore International — Айван Глайзенберг.

А вот и "дуэт" — Зерновой альянс (Grain Alliance), американо-шведско-украинский  агропроизводитель, представляющий интересы шведских инвесторов, и Барышевская зерновая компания. Альянс возглавляет Бруно Йенс, а Барышевскую зерновую компанию Алекс Оронов. Контролируют около 45 тыс га украинских земель, при этом штаб-квартира расположена в Стокгольме (Швеция).

Еще одни шведы, на этот раз немного "замаскированные" — Холдинг Агро-Регион. Земельный банк насчитывает порядка 35 тыс га в Киевской, Черниговской и Житомирской областях, основная деятельность сосредоточена на растениеводстве и молочном животноводстве. Директор —Екатерина Рыбаченко. Вот только реальными собственниками данной компании являются акционеры шведского инвестиционного фонда East Capital Holding AB, основанного в 1997 году. Надо сказать, что East Capital Holding AB управляет активами в размере 3,5 млрд евро, а их главный офис находится в Стокгольме. Есть и региональные, расположенные в Гонконге, Киеве, Москве, Осло, Париже, Шанхае и Таллинне.

Или вот Трайгон Фарминг Харьков. Компания представлена в Харьковской, Николаевской и Кировоградской областях. Выращивает зерновые и технические культуры (пшеница, рапс, кукуруза, соя, подсолнечник). Земли у компании — тоже немало: 46,2 тыс. га. В открытых источниках указано, что агрохолдинг работает в Украине, России и Эстонии. Председатель совета директоров — Уло Адамсон, окончивший Стокгольмскую школу экономики.

Усиленно трудятся на наших землях и Continental Farmers Group, которая имеет активы в Украине и Польше, работает на отечественном рынке с 2006 года, занимается растениеводством. Земельный банк — 32 тыс га, основной бенефициар — United Farmers Holding Company (UFHC) (Саудовская Аравия).

Сербы? Почему бы и нет! Агро Инвест Украина, представленная в Киевской, Винницкой, Житомирской и Черкасской областях на самом деле является дочерней компанией MK Group (Сербия). Агро Инвест Украина владеет 40 тыс гектаров, специализируется на выращивании таких культур, как подсолнечник, кукуруза и сахарная свекла. Глава наблюдательного совета — Желько Эрцег.

Итак, только согласно открытым данным получается, что более миллиона гектаров украинских земель "отрабатываются" иностранными компаниями. Повторимся, это информация из открытых источников. А сколько у нас аграрных компаний, о конечных собственниках которых ничего не известно… и дело даже не в иностранных компаниях. Просто хочется подумать, что по итогу ждет наш, отечественный аграрный бизнес, в особенности мелкий и средний, не задавят ли его заморские купцы…

"Это общий принцип конкуренции: у более крупного производителя всегда есть преимущество — более низкая себестоимость.  Но практика показывает, что существуют как крупные аграрные холдинги, так и средние или даже мелкие фермерские хозяйства.  Все зависит от специализации, которую выбрал фермер. Если он выбрал специализацию на ту продукцию, которая имеет спрос на внутреннем рынке, то все будет работать. Но когда речь идет о культурах, в которых требуется  использование большой аграрной техники, то конечно, здесь фермер не является конкурентом. По выращиванию, скажем, пшеницы, или подсолнечника, или кукурузы, мелкий аграрий не может противостоять аграрному холдингу, который использует, например, высокопродуктивный комбайн или трактор John Deere,  который прошел с одной "ходкой", и охватил сразу несколько десятков гектаров. Конечно, фермер не может себе позволить купить или взять в лизинг такую крупную и высокопродуктивную технику, поэтому ему не стоит конкурировать по выращиванию подобных культур. Нужно работать на том рынке, который может потянуть малое или среднее фермерское хозяйство", — высказался в комментарии представителю информагентства ГолосUA председатель Комитета экономистов Украины Андрей Новак.

Проблемы АПК

В силу недальновидности властей, больших и малых, Украина фактически превратились в сырьевой придаток "цивилизованного мира", и это — только наша проблема. Ведь по большому счету, там, наверху, никому нет дела до нашей с вами страны. И началось это не сегодня, не вчера, и даже не позавчера, а ровно тогда, когда налево и направо стали распродавать все подряд, находившееся в государственном владении. То есть, еще в 90-е годы. Эта "политика" продолжается доныне. Как уже упоминалось, коснулась она и земель, которые стали сдавать в долгосрочную аренду. При этом своему родному аграрию государство помогать не стало. Скорее, даже наоборот: оно начало усиливать налоговую нагрузку, поставив под удар большинство отраслей нашего АПК. О налоговом давлении на аграрный бизнес заявляли представители самых разных его направлений. Далеко не последние люди, к слову сказать.

Так, к примеру, президент «Украинской аграрной конфедерации» Леонид Козаченко в комментарии ГолосUA отметил, что "фискальная политика будет значительно хуже по отношению к производителям зерновой продукции", так как "фермеры лишатся льгот и перейдут на общую систему налогообложения". И это притом, что украинские льготы и так были самыми незначительными в мире.

О том, что в результате налогового давления некоторые отрасли АПК находятся под угрозой исчезновения, и в первую очередь, животноводство, говорили и представители Аграрной партии Украины, и "молочники" с "сахарщиками". В частности, глава ассоциации «Укрцукор», а в недавнем прошлом президент Ассоциации производителей молока Украины Андрей Дыкун неоднократно заявлял о необходимости "особого налогового режима" для аграриев.

Вместо этого давление на наших сельхозпроизводителей лишь усиливается. В условиях, когда российский рынок потерян, свою продукцию украинским сельхозпроизводителям продавать в страны ЕС тоже нельзя. Там, понимаешь ли, квоты. Там боятся дешевых и качественных украинских продуктов, а, значит, найдут любой благовидный предлог отказаться. Как, например, в ЕС уже отказались от нашего молока: несмотря на наличие квот, в 2016 году мы не будем экспортировать свои молочные продукты в Европу. Причина в том, что они "не соответствуют европейским стандартам". Дескать, в них содержатся антибиотики. Как отметили эксперты, все дело в том, что каждое ведро молока от каждой нашей старушки — не проверить, так как это просто очень дорого. А недобросовестные поставщики вполне могут испортить своим некачественным продуктом всю партию "молочки". Чувствуете, куда ветер дует? В сторону мелких производителей. Их и вовсе могут запретить с такими темпами. Ну, по крайней мере, с ними попросту могут не иметь дело. А это будет очень даже на руку иностранным компаниям, которые на наших землях цветут и пахнут. И это касается каждой сферы. Понимаете, о чем речь? О полном уничтожении АПК. В животноводстве кстати, это отлично прослеживается, так как поголовье крупного рогатого скота у нас, начиная с 90-х годов сократилось практически в 20 раз, с 25 млн голов до нынешних 1,5 млн.

Рациональное объяснение происходящему может быть лишь одно: кое-кто желает распродать последнее, уничтожить все, что не доломали предшественники. Временщики же. А тем временем, можно брать транши от МВФ на условиях, одно страшнее другого. Не исключено, что полное уничтожение наших производств, в том числе и АПК — одно из условий этой "сделки". Кстати, в таком случае все, что происходит с аграрной сферой, становится вполне объяснимо.

Выход

Как говорил барон Мюнхгаузен, безвыходных положений не бывает. Да и не хочется завершать материал на "безнадеге" и "чернухе". Все-таки, единственный выход для мелких и средних фермерских хозяйств — есть. Какой-никакой, но жизнеспособный. А это уже лучше, чем ничего.

"Ассоциации кооперативов помогут фермерам и сельхозпредприятиям" — заявил в комментарии корреспонденту ГолосUA президент Украинского Кооперативного Альянса, доктор социальной экономики Григорианского университета (Рим, Италия) Зиновий Свереда.

По словам эксперта, кооперация и социальное предпринимательство — единственный путь реформ, а объединение в ассоциации кооперативов и комплексный кооперативный цикл от производителя к потребителю — чуть ли не панацея от всех бед.

Схожую с ним позицию выразил и гендиректор УКАБ Тарас Высоцкий.

"С точки зрения малых и средних производителей, для того, чтобы остаться на рынке и быть успешными в долгосрочной перспективе другого варианта, как объединяться, попросту нет. Потому что имеется конкуренция с большими предприятиями, которые в масштабе могут позволить себе экономить на разном: на закупке, на реализации и переработке.. . это работает давно, в Европе и Штатах. Там принцип таков: каждый мелкий производитель хорошо знает свое предприятие, свой малый бизнес, абсолютно эффективно им управляет, а объединяются фермеры на этапе закупки и реализации. В таком случае они получают лучшие условия по цене, когда могут предложить большой объем. Это простой вариант: собрались — закупили, потом разошлись, собрали урожай, и вместе продали. Есть еще вариант: двигаться в объединение с точки зрения цепочки добавленной стоимости аграрной продукции. То есть, начинать думать о создании совместных условий для хранения продукции. Второй этап в этом — первичная переработка продукции.  Это актуально для всех групп, в том числе, фруктово-овощной. И третий этап объединения — глубокая переработка. Международный опыт показывает, что это возможно, и есть немало удачных примеров", — заявил корреспонденту ГолосUA глава УКАБ.

Читайте также по теме