Елена Куликова
14:47 12/02/2015

Новые тарифы на проезд: выколачивание денег или «помощь утопающему»?

Цены поднимаются, цены постоянно растут. Волна докатилась и до общественного транспорта: поездка в автобусе, трамвае или троллейбусе теперь будет стоить 3 гривны, а в маршрутном такси – целых 6. Что же стало причиной повышения тарифов и получим ли мы услугу лучшего качества?

Новые цены

В феврале вслед за подорожанием коммунального транспорта собираются повысить цены и на маршрутные такси на 1-2 гривны: проезд на коротком маршруте будет 4,5 гривны, на среднем – 5 гривен, а на длинном – 6 гривен. К сожалению, избежать этого никак нельзя: в связи с падением курса национальной валюты продолжают расти цены на топливо, запчасти тоже поднимаются в цене.

«Каждый день цена на топливо растет. Расценки на запчасти поднялись в два с половиной раза. Автобусы, которые стоили 400 тысяч гривен, стоят уже по 800 тысяч. Если мы не повысим тарифы, в скором времени нам не будет даже на чем выезжать на маршрут», — говорит Александр Копачевец, генеральный директор ЧП «Тандем», которое обслуживает 9 столичных маршрутов.

Цены обещают поднять сразу на всех маршрутах. Нужно отметить, что изначально речь шла о 5 гривнах, как о максимальной цене на проезд – об этом заявляли те перевозчики, с которыми удалось пообщаться.

Однако глава Профсоюза работников транспорта Валерий Липецкий считает, что нельзя говорить о неком общем тарифе для всех частников – ведь экономика предприятий существенно отличается. На цену влияет сумма расходов на один автобус. У более крупных перевозчиков, которые обслуживают по 15-25 маршрутов, она значительно ниже: такие «гиганты» как «Союз-Авто», «Кий-Транс», «Киевпастранс» оборудовали цеха по капитальному ремонту подвижного состава и экономят на этом немалые суммы.

«Кто-то может поставить 4 гривны, а кто-то другой не может – ему нужен тариф в 5 гривен и выше, потому что иначе он обанкротится», — отмечает В. Липецкий.

По мнению эксперта, повышение цены на проезд не испугает пассажиров, особенно тех, кто привык пользоваться «длинными» маршрутами.

«Дешевле будет ехать маршруткой, чем общественным транспортом. Проезд в автобусе будет стоить 3 гривны, а любая маршрутка перекрывает 2-3 автобусных маршрута. Пассажиру не надо будет делать пересадки, а с пересадками получается 6 гривен», — объясняет глава Профсоюза работников транспорта.

Что касается улучшения качества перевозок, то нужно отметить, что в первом квартале 2015 года пройдет очередной конкурс для частных перевозчиков. Среди требований конкурса — 100% обновление подвижного состава и внедрение GPS-мониторинга.

Разговоры о GPS-мониторинге ведутся уже давно и пока безрезультатно – по словам самих частников, гораздо дешевле нанимать людей, которые контролируют водителей на маршрутах. А вот парк будут обновлять.

«Нам деваться некуда, нам самим нужно обновлять подвижной состав. Просто на это нужны средства. На закупку машин будем брать кредит. Мы хотим повысить цену, в том числе и затем, чтобы процентов 30 парка обновить. Никто из перевозчиков 100% парка не обновит, это однозначно», — объясняет А. Копачевец.

Здесь нужно сказать, что маршрутки очень быстро изнашиваются – восьми лет достаточно, чтобы превратить новенький «Богдан» в груду металлолома. А одна маршрутка сегодня стоит порядка 500 тысяч гривен.

Коммунальный транспорт как альтернатива маршруткам

Некоторые эксперты считают, что спасти ситуацию мог бы переход на более дешевый коммунальный транспорт.

«Частные перевозчики через подставных лиц оформляются как ФОПы, налоги платят мизерные, билеты не продают. Если бы был соответствующий муниципальный транспорт, можно было бы и держать низкие цены на билеты, и требовать качество. Единственный экономический рычаг, который может использовать власть – это создавать альтернативные конкурентные маршруты городского общественного транспорта», — уверен директор «Института города» Александр Сергиенко.

По его мнению, объемы перевозок в крупногабаритном общественном транспорте – несравнимо более экономичны и выгодны для города и пассажиров, чем на маршрутках.

В департаменте КГГА по вопросам транспорта отмечают, что планируют сосредоточиться лишь на «исключении случаев безосновательного дублирования маршрутов коммунального транспорта маршрутками» (а это более 50 маршрутов).

При этом успех предприятия будет зависеть от того, сможет ли КП «Киевпастранс» закупить достаточное количество подвижного состава для полноценного обслуживания маршрутов, которые освободятся от конкурентов: денег на это в городском бюджете постоянно не хватает, равно как и в казне самого предприятия.

Тем временем Валерий Липецкий считает, что КП «Киевпастранс» просто хочет избавиться от конкурентов.

«Именно благодаря конкуренции в Киеве сейчас довольно низкие тарифы. В прошлом году киевские чиновники на разных уровнях заявляли о том, что надо частников убрать, что только «Киевпастранс» будет работать. Но в декабре эти действия прекратились: видимо, они поняли, что «Киевпастранс» скоро станет банкротом. Сам директор предприятия признался, что с 1 января на маршруты не вышло 117 автобусов. Маршруты закрываются под видом убыточных и автобусы с них снимаются», — утверждает эксперт.

Сами частные перевозчики предлагают провести эксперимент, в ходе которого именно пассажиры определили бы – какой транспорт нужно оставлять на маршруте: коммунальный или частный?

Реформы «Киевпастранса»

По словам директора КП «Киевпастранс» Сергея Майзеля, в связи с повышением стоимости проезда в столичном общественном наземном транспорте до 3 гривен, в следующем году предприятие дополнительно получит доход в 430 млн гривен. Улучшится ли качество коммунальных перевозок?

В пресс-службе КП «Киевпастранс» отметили, что вырученные деньги планируют потратить на капитальный ремонт подвижного состава и выплату заработных плат. На данный момент это первоочередные расходы, и о масштабной закупке нового подвижного состава речь пока не идет. Зато на коммунальном предприятии произошел ряд реформ.

«Вследствие плановых действий, которые были проведены на протяжении последних 5 месяцев, были оптимизированы маршруты и графики маршрутов, а также произошли большие сокращения дублирующих профессий (сотрудников, которые не принимают участие непосредственно в перевозках – авт.)», — отмечают в пресс-службе.

За счет того, что были пересмотрены графики маршрутов, удалось существенно снизить затратную часть на дизтопливо, которое являлось основной частью расходов. Напомним, 30 миллионов гривен в месяц уходило на солярку, остальные деньги шли на горюче-смазочные материалы, запчасти и оплату за электроэнергию. При этом общий месячный доход коммунального предприятия составляет 40 миллионов гривен.

«Мы сократили свою затратную часть на 10 миллионов гривен в месяц. Благодаря этому в 2015 году мы сэкономим 120 миллионов. Фактически, мы заработали уже себе на 2 месяца заработной платы. Помимо дотаций, 2 месяца мы сможем покрыть собственными доходами», — подчеркнули в пресс-службе.

Благодаря пересмотру рентабельности маршрутов, удастся увеличить количество автобусов и троллейбусов на более загруженных трассах. Напомним, для этого пришлось временно отменить 6 маршрутов. Это трамваи № 25 (ст. м. "Позняки" — Завод железобетонных конструкций) и №32 (ст.м. "Лесная" – ДВРЗ), автобусы №1 (ст. м. Голосеевская – автостанция Южная), №39 (ст. м. Голосеевская — Жовтневое) и №79 (ст.м. "Лесная" — ул. Каштановая), а также троллейбус №2 (ст. м "Лыбедская" – Кибернетический центр).

Что касается пересмотра графика: чтобы сэкономить на топливе, было уменьшено количество подвижного состава на 120 автобусов, 40 троллейбусов и 17 трамваев. Позже больше трети машин вернули на маршруты (30 автобусов, 23 троллейбуса и 14 трамваев), так как увеличился пассажиропоток.

«Мы пересмотрели все маршруты по их экономической составляющей. И самые нерентабельные закрыли. Все маршруты, которые закрыты, дублируются не только частным перевозчиком, но и нашими собственными маршрутами частично или до 90%. Мы приняли решение: зачем нам дублировать 3 маршрута и все будут убыточные? Отменив самый убыточный, мы сохраним, по крайней мере, деньги. Освободившимися единицами подвижного состава мы будем укреплять более загруженные маршруты», — добавили в пресс-службе.

В ближайшее время КП «Киевпастранс» в рамках договора с ЕБРР получит 15 автобусов, а до начала осени еще 66.

«Сейчас, с принятием городского бюджета, у нас будут стабильные финансовые поступления, и мы сможем получить 81 автобус. Надеемся на снижение дублирования и будем развивать новые автобусные маршруты. В частности, на Позняках и Осокорках, чтобы подвозить людей к метро. Я имею в виду новый жилой комплекс на Днепровской набережной», — объяснили в пресс-службе.

Читайте также по теме