Никита Бегаль
07:00 21/11/2016

Новый оператор ГТС: реформирование отрасли отразится на тарифах

Кабмин взялся за разукрупнение НАК «Нафтогаз» — монополии, которая на протяжении десятилетий являлась коррупционной кормушкой для политической элиты. Однако эксперты называют реформирование отрасли  фасадным…

9 ноября на заседании правительства было поддержано постановление №801  о создании нового оператора украинской газотранспортной системы (ГТС) — ПАО «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ).

Согласно документу, 100% акций будущей компании будут принадлежать государству, при этом шефство над новым оператором возьмет Министерство энергетики и угольной промышленности.

В постановлении также говорится, что до 14 апреля 2017 года должен быть сформирован Наблюдательный совет компании и избран его глава, а 21 мая – определен состав правления.  

Кроме того, 16 ноября Кабмин одобрил устав «Магистральных газопроводов Украины». По словам чиновников, для обеспечения полноценной деятельности оператора необходимо подготовить законодательство. В Кабмине рассчитывают до 1 января 2017 года подать в Верховную Раду все необходимые проекты законов.

Ожидается, что  «Нафтогаз» начнет передавать активы «Магистральным газопроводам Украины» после решения Стокгольмского арбитража (речь идет об обоюдных исках «Нафтогаза» и российского «Газпрома» на общую сумму 54,4 млрд долларов) весной следующего года, как этого просят в  Секретариате Европейского энергетического сообщества.

Вывод газотранспортных мощностей из юрисдикции «Нафтогаза» реализуется в рамках плана анбандлинга (разукрупнения) госхолдинга. 

Мотивом же для разъединения активов НАК служат ранее принятое законодательство и соглашение о членстве Украины в Европейском энергетическом Сообществе.

Подписав этот договор, Украина обязалась с 1 января 2015 года применить правила т.н.  Третьего энергетического пакета ЕС. В частности, в документе постулируется, что транспортировка, продажа и хранение газа – дело трех отдельных структур, а не одной компании, как в случае с «Нафтогазом». 

Сегодня украинскими ГТС и подземными хранилищами газа (ПХГ) управляет «Укртрансгаз», который после скандала с переподчинением (от «Нафтогаза» к Министерству экономического развития и торговли) был передан под крыло Кабмина.  

Сеть компании состоит из 36 тысяч км магистральных газопроводов, более 70 компрессорных станций и 12 подземных хранилищ газа общей емкостью 30 млрд кубометров.  

С января по октябрь текущего года компания обеспечила транзит газа в Европу на уровне 63 млрд кубометров, что на 20% больше за показатели аналогичного периода прошлого года.

За счет транспортировки российского газа через территорию Украину компания получает около 2 млрд долларов в год.

«Сегодня, мы наблюдаем постепенный процесс реализации выполнения законов Украины про рынок природного газа, которые были приняты в 2014 и 2015 годах. Также это является исполнением норм и требований третьего Энергетического пакета ЕС, однако это все формальная часть вопроса», – отметил эксперт по вопросам энергетики Юрий Корольчук.

По мнению специалиста, на полноценный запуск «Магистральных газопроводов Украины» может уйти до 3-х лет, при этом «Нафтогаз», лишившись доходов от транзита газа, начнет искать пути для покрытия убытков, что в конечном итоге может отразиться на тарифах для конечного потребителя.

«Мы можем прогнозировать рост тарифов на 20%», — отмечает он.

А вот директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев говорит, что новый оператор ГТС будет распределять денежные потоки в интересах Банковой.

«Фактически – это (создание нового оператора ГТС – Ред.) очередное перераспределение ресурсных и денежных потоков под управление определенных лиц. Каких именно – пока непонятно, поскольку руководство и Наблюдательный совет «нового монстра» пока  не назначены. Хотя все ниточки будут вести на Банковую», — полагает Г.Рябцев.

Читайте также по теме