Андрей Кислов
17:00 12/03/2018

Новый суд с «Газпромом»: Власть поднимает градус напряженности перед выборами

Повышение платы за транспортировку  российского газа, которую требует «Нафтогаз» делает транзит экономически невыгодным, а арест имущества «Газпрома»-  это шантаж Запада угрозой коллапса Украины,  полагают эксперты. Дескать, цель властной команды – предвыборная истерия.

Повысить вдвое и… снизить в 10 раз

«Нафтогаз» намерен  снова пойти на разбирательство с российским «Газпромом» в Стокгольмском арбитраже. Цель — поднять вдвое тариф на транспортировку газа по территории Украины.

«Стоимость транзита по территории Украины является заниженной примерно в два раза. И мы попытаемся  доказать это в рамках нового арбитражного процесса. За все это время, с 2009 года по сей день, мы недополучили примерно 20 млрд долларов», — заявляет коммерческий директор  «Нафтогаза»  Юрий Витренко.

Эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский отмечает, что если поднять  тариф на транзит, то он станет просто экономически неинтересным для Европы.

«Это судебное разбирательство касательно повышения стоимости транзитной ставки приведет к окончательной потере Украиной транзита. Сегодня мы проигрываем технически уже существующему «Северному потоку». Если мы в результате решения Стокгольма поднимем еще и тариф, мы станем просто экономически неинтересными для Европы с точки зрения транзита газа», — отметил эксперт.

Напомним, что Стокгольмский арбитраж удовлетворил требования «Нафтогаза» о компенсации за недопоставленные «Газпромом» объемы газа для транзита.

По решению Стокгольмского арбитража, «Нафтогаз» добился компенсации в сумме 4,63 млрд долларов за недопоставку «Газпромом» согласованных объемов газа для транзита.  Но ранее в том же суде украинской стороной было проиграно 2,3 млрд. долларов. В итоге получилось, что «Газпром» остался должен 2,56 млрд долларов в пользу «Нафтогаза».

Однако арбитраж в Стокгольме не поддержал требование «Нафтогаза» пересмотреть тариф на транзит газа —  среди прочего судьи отметили, что внедрение регуляторной реформы на территории Украины является делом украинской власти и не входит в компетенцию Стокгольмского арбитража.

 Сейчас, по словам Юрия Витренко, «Нафтогаз» готовит письмо к «Газпрому» с требованием пересмотра тарифа на транзит.

Формула тарифа зафиксирована в действующем контракте, заключенном в 2009 году тогдашним премьер-министром Украины Юлией Тимошенко и главой правительства РФ Владимиром Путиным. Контракт  был заключен на срок до 31 декабря 2019 года и предусматривал прокачку в украинской ГТС не менее 110 млрд куб. м российского газа с тарифом 1,7 доллара на 100 км.

Стоимость услуг Украины по транспортировке газпромовского газа в 2009 году составляла 2,35 млрд долларов. В 2017 году Украина заработала на транзите российского газа уже 3 млрд долларов.

Тем не менее, в мае прошлого года Юрий Витренкло заявлял, что  «Нафтогаз» планирует в 10  раз  снизить тарифы на транзит  газа после истечения срока контракта с российским «Газпромом».

«С 2020 года тарифы снизятся примерно до десятой части от действующих, и это сделает транзит через украинскую газотранспортную систему значительно дешевле, чем по Северному потоку-2», —  заявил  Витренко агентству  Deutsche Presse-Agentur.

Ранее он пояснял, что сниженная цена сделает транзит через Украину дешевле альтернативных маршрутов доставки топлива в Европу.  

«Не доставайся же ты никому!»

«Во-первых, в Европе цена газа определяется соотношением спроса и предложения, а не «себестоимостью добычи плюс стоимость транспортировки». Расходы газодобывающих компаний мало кого интересуют», — писал Витренко в Facebook в декабре 2016 года.

Тогда тариф на транспортировку газа  составлял от 16,7  доллара до 32,8 доллара за 1 тыс. куб. м.   А цена российского газа для европейских потребителей на конец 2016 года составляла  около 180 доллара  за 1 тыс. куб. м.   Транзитный тариф составлял от 10 до 18% от цены самого газа.

«Расходы низкие по сравнению с рыночной ценой — получаешь значительную прибыль. Расходы высокие — получаешь доходы меньше или вовсе убыток. Твои проблемы», —  писал  Витренко.

Он пояснял, что Европа является нетто-импортером газа, и потому цена топлива определяется самой низкой ценой того объема газа, который может прийти из разных источников — Катара, Австралии, США и других государств.

Витренко не скрывал, что снижением тарифов в 10 раз «Нафтогаз» рассчитывал переманить потребителей российского газопровода  «Северного потока-2», который  «Газпром» строить в обход Украины по дну Балтийского моря.

Следует отметить, что в 2016 году «Газпром» транспортировал через Украину около 82 млрд куб. м, а через существующий «Северный поток» он прокачал 43,8 млрд куб. м  газа.

А в случае ввода в эксплуатацию «Северного потока-2» практически весь российский газ пойдет в Европу по газопроводам в обход Украины. Планируемая мощность  «Северного потока- 2» — 55 млрд.  куб. м газа в год. А вторая нитка «Турецкого потока», запланированная для нужд южной части Европы, — 31,5 млрд куб. м газа в год, итого — 86,5 млрд куб. м.

Строительство газопроводов в обход Украины замедлилось из-за санкций, но не прекратилось. А снижение стоимости транзита, по идее призвано привлечь иностранные компании к покупке газа  на украинско-российской границе, а не на западной границе Украины, как это происходит сейчас.

Кроме того,  13 октября 2017 года были обнародованы результаты тендера на предоставление консультаций по децентрализации газотранспортной деятельности и поиску партнеров для управления украинской ГТС. Победителем конкурса стал  Rothschild.

Rothschild выступает в качестве инвестиционного банка и  консультирует «Нафтогаз» в выборе наиболее подходящих компаний для продажи им долей ГТС.   Но удастся ли их продать с выгодой?

Летом 2012 года немецкая компания Ferrоstaal провела полный технический аудит состояния ГТС Украины. Срок эксплуатации 85% оборудования на тот момент составлял 20 и более лет. А  глубокая модернизация была оценена в 5-7 млрд. долларов.  С тех пор таких  денег на  модернизацию не нашлось.

Зато Украина начала активную подготовку к аресту активов «Газпрома» по всему миру на случай, если российская компания не заплатит «Нафтогазу» 2,6 млрд. долларов  по решению Стокгольмского арбитража за недостаточные объемы транзита через Украину. Ведь  «Газпром» заявил о намерении разорвать контракт на поставку и транзит газа с Украиной в судебном порядке.

К описи имущества в Украине уже приступили. Исполнительное производство ведет департамент государственной исполнительной службы Минюста. В частности, под арест попало имущество компаний «Газпром сбыт Украина» и «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины», а также ценные бумаги ОАО «Институт Южниигипрогаз» и АО «Газтранзит».

Эксперт Андрей Головачев не исключает  тяжелейших последствий. Он отмечает: «Цель Порошенко и его команды — поднять градус напряженности в стране до уровня истерии, когда всякая замена действующей власти и даже сами выборы будут казаться Западу вариантом крайне рискованным. В сущности это шантаж Запада угрозой коллапса страны. Именно поэтому Гройсман объявил о начале ареста активов «Газпрома»,  но это все цветочки, а могут быть и ягодки, вплоть до введения в стране  режима особого положения».

Читайте также по теме