Результаты работы коммунальных предприятий города Киева за первый квартал 2015 года просто шокирующие, а объемы коррупции в городе стали действительно впечатляющими. Хищение происходит двумя способами. Часть денег просто проходит через «черные» кассы, «общаки» и др. По словам депутата Киевского городского совета Максима Гапчука, речь идет примерно о 10 млрд гривень ежегодно. Другой путь — хищение непосредственно из бюджета: руководство коммунальных предприятий подгоняет цифры доходной части под расходную. И сколько бы ни заработало предприятие, его результат все равно будет убыточным или нулевым.
Общая сумма убытков всех неприбыльных коммунальных предприятий составляет 452 миллиона гривень, тогда как прибыль составляет всего 30 миллионов. Общий результат деятельности всех 408 коммунальных предприятий за 1 квартал 2015 года составляет 420,7 миллионов гривень убытков, что на 42% больше показателей 1 квартала 2014 года.
Неизменным лидером среди убыточных предприятий является КП «Киевский метрополитен». Именно его убыточность была основным аргументом необходимости повышения тарифов на проезд в киевском метро, напоминает представитель общественной организации «Рух за реформы» Константин Берест. Тарифы повысили вдвое, сменили руководство, а убыточность возросла. Подобная ситуация и с КП «Киевпастранс», которое также показало в 2015 году увеличение убыточности по сравнению с 2014-м, несмотря на повышение цен на проезд в городском транспорте вдвое.
Основная причина такого положения вещей, по мнению представителя общественной организации «Рух за реформы» Константина Береста, в том, что большинство руководителей убыточных предприятий остались на своих местах, а те, кто были уволены, не понесли должного наказания.
«У чиновников нет страха, и они продолжают воровать, как и воровали при предыдущей власти, зная, что максимальное наказание, которое они получат — это увольнение по собственному желанию. Отсутствует и надлежащий контроль со стороны КГГА. Возможно, потому, что начальники и чиновники горадминцистрации в доле с теми, кого должны контролировать. Пока в городе не будет громких увольнений, уголовных дел с конфискацией имущества и заключений за коррупционные деяния, чиновники будут продолжать воровать. Чтобы запустить антикоррупционные процессы в городе, не хватает только политической воли», — убежден Константин Берест.
Лакомые куски
Одно дело, когда убыточность показывает «Киевский метрополитен» или «Киевпастранс», которые являются социально значимыми для киевлян и обслуживают льготников, но есть коммунальные предприятия, которые уже по своему определению не могут быть убыточными, хотя на самом деле таковыми и являются.
Жемчужиной инвестиционной привлекательности в Киеве является историческая архитектурная достопримечательность – «Бессарабский рынок», который одновременно является и самостоятельным предприятием. Почти 200 тыс. кв. метров Бессарабского рынка находятся в коммунальной собственности территориальной общины города Киева. Это, по сути, уникальный объект по уровню привлекательности, своему чрезвычайно выгодному расположению и возможностям. Однако цифры хозяйствования здесь свидетельствуют об обратном.
По официальным данным, на Бессарабке оборудовано примерно 360 торговых мест, более 1200 кв. м составляют складские помещения, 3,5 тыс. кв. м занимают офисные помещения, которые также сдаются в аренду. При этом официальный доход коммунального предприятия «Бессарабский рынок» составил всего 395 тыс. гривень в год, это около 30 тыс. гривень в месяц, что, учитывая нынешний курс, составляет чуть более 1 тыс. долларов. Это при том, что одно торговое место на рынке, по данным, которые можно найти в свободном доступе в Интернете, стоит примерно 800 грн. в день. То есть каждый арендатор, занимается розничной торговлей на Бессарабке, платит 4-6 тыс. гривень в месяц. Согласно же официальным данным, 1 м. кв. арендной платы на Бессарабском рынке составляет около 230 гривень в месяц.
По словам Константина Береста, «разница между этими суммами как раз и является той коррупционной составляющей торговой деятельности, которую чиновники предприятия или КГГА кладут себе в карман. Другой вопрос, что предприятие подгоняет расходы под доходы. Поскольку затратная часть понятна. Поэтому и получается такая мизерная прибыль».
По мнению экспертов, превратить Бессарабский рынок в прибыльное предприятие довольно просто. Можно передать его в коммерческую концессию, сдать в аренду, реорганизовать, даже приватизировать. Ведь если приватизировать на выгодных условиях для города, то можно получить новые рабочие места. То есть даже при малейших усилиях по повышению эффективности работы, детенизации доходов этого предприятия Бессарабский рынок может приносить прибыль в разы больше.
«Даже если просто по рыночной стоимости сдать все здание в аренду, то прибыль может составить 30 млн грн. в год. Поэтому нужно выводить предприятие на другой уровень работы. В Киеве нет больше такого коммунального предприятия, которое может сравниться с Бессарабским рынком по уровню инвестиционной привлекательности», — говорит адвокат Зоя Руденко.
Подобную ситуацию мы наблюдаем в другом убыточном предприятии — «Киевзеленстрой». Например, лесопарковое хозяйство «Конча Заспа», которое обеспечивает условия для отдыха и благоустройства киевлян, за прошлый год официально показало убытков на 320 тыс. гривень. Это при том, что одно торговое место, по официальным данным, размещенным на сайте «Киевзеленстроя», в «Конча Заспе» стоит 2 тыс. гривень. В то же время другие лесопарковые хозяйства — «Дарницкое» и «Святошинское» — показали прибыль 402 тыс. И 554 тыс. грнивень в год, соответственно. А общая прибыль «Киевзеленстроя» составил по итогам года всего 34 тыс. грнивень.
Причиной такой маленькой прибыли предприятий, как уверяет эксперт Оксана Когут, является раздутость штата, разветвлённый аппарат и сомнительная эффективность выбранной стратегии высадки цветов.
Политическая воля
Существует несколько кардинальных проблем в работе коммунальных предприятий города Киева. И убыточность — не основная из них. Самая первая проблема: мало кто из киевлян может похвастаться, что доволен качеством услуг, которые нам предоставляются. Вторая: еще меньше киевлян верит, что коммунальные предприятия работают прозрачно, и может уверенно сказать, что понимает, куда идут его деньги. Третья: ни для кого в Киеве не секрет, что штаты коммунальных предприятий раздутые и очень часто в столице различные структуры дублируют одни и те же функции. И наконец, неизменным остается то, что большинство коммунальных предприятий на рынке услуг являются монополистами и блокируют любую реальную конкуренцию в том или ином сегменте рынка услуг.
Кроме того, в Киеве остается актуальной еще одна проблема, от которой напрямую зависит коррупция в столице. Один человек и заказывает, и контролирует качество выполнения услуг. И пока эта дилемма не будет разрешен, коррупция будет процветать. Для решения же всех перечисленных проблем в Киеве не хватает только одного — политической воли.
Интересно, что по результатам проверок Контрольного ревизионного управления во всех коммунальных предприятиях и департаментах, которые попали под аудит, выявлены нарушения. Однако почему-то никто из руководителей этих предприятий не сидит за решеткой, никого не задержали, никого даже не уволили по статье. Более того, не произошло никаких существенных изменений на самом предприятии, так нет никакой гарантии, что новые руководители не воруют по старым схемам. Как сказал один из известных политиков: если в бочке со свежими огурцами остался хоть один старый, то все свежие обязательно станут малосольными.