Впервые в этом году 22 января Украина отмечала как государственный праздник День Соборности и Свободы. За пару дней до Нового года Президент «отменил» праздник, который просуществовал всего семь лет: День Свободы в честь Майдана-2004.
В результате, получился некий гибрид соборности и свободы, но ни власть ни оппозицию это не смутило. Виктор Федорович официально поздравил украинцев с днем объединения украинских земель и возложил цветы к памятникам Грушевського и Шевченко, а оппозиция вышла на митинг противостояния на Софийской площади.
Интересно, что достаточно многолюдной акции (на площади в центре Києва собралось около 5 тысяч человек) никто не мешал: власть спокойно разрешила собраться своим опонентам в центре столицы, а суды не запретили проведения каких-либо массовых мероприятий в этот день и в этом месте — хотя подобне прецеденты случались не однократно. Другими словами, пока оппозиция не является угрозой для бело-голубой команды и все ее «консолидированные» действия не воспринимаются всерьез.
Пожалуй, это основной послепраздничный итог. Как бы громко и «утрашающе» не выглядели отряды оппозиции, какие бы манифесты не подписывались под завывания снежной бури и голос А. Турчинова, они не являються убедительным доказательством силы ни для власти, ни для избирателей.
Достаточно сказать, что проводимо мероприятие посвященное годовщине объединения УНР и ЗУНР не стало народным праздник, днем «всплеска патриотизма», если хотите. Пампушки, раздаваемые львовянами пассажирам поезда «Львов-Донецк» или 200-метровый украинский флаг, соединивший два берега Днепра — не в счет. На самом деле, День Соборности превратился в кулуарный партийный междусобойчик, пиар-акция для политических сил, собирающихся на выборы. Достаточно посмотреть новостные ленты, чтобы в этом убедиться.
Кто пришел к памятникам Грушевского и Шевченко? Разве простые украинцы? Нет, лидеры партий, участники акций. Весьма скромное участие общественности обеспечила разве что партия Н. Королевской и ее общественное движение «Вперед», да и то они поспешили присоединиться к коллегам. Никакой волны народного энтузиазма по поводу Злуки, вроде выступлений чернобыльцев, афганцев, налоговиков не было и в помине. Да и говорили на Софийской площади не столько об Украине, не столько о проблеме объединения восточных и западных земель, сколько о координации действий на выборах-2012, судьбе Ю. Тимошенко и импичменте Януковичу. Ну и где тут Соборность?! Просто – повод для большого партийного собрания.
Оно и прошло соответственно правилам жанра.Сначала лидеры оппозиционных сил подписали соглашение (Манифест) об общих действиях объединенной оппозиции. Свои афтографы поставили все члены полуразвалившегося Комитета сопротивления диктатуре, а также лидер «Удара» В. Кличко — с оговорками. Сам текст Манифеста был согласован еще в пятницу, 20 января, а на Софийской площади, при стечении народа, тожественно визирован.
Подписантов оказалось достаточно много: «Батькивщина», «Фронт перемен», «Свобода», «Наша Украина», «Народная самооборона», «УДАР», Европейская партия Катеринчука, Гражданская позиция Гриценко, НРУ, «Реформы и порядок», Партия защитников отчизны, УСДП Королевской. Слишком большое количество «протестантов» сразу наводит на мысль: очень скоро они все переругаются и передерутся, деля места в списках и на мажоритарных округах.
Тем не менее, партии-оппозиционеры задекларировали, что намерены согласовывать совместные политические принципы с которыми пойдут на выборы, координировать действия по организации честных выборов и обеспечению их результатов. Также политические силы нового Майдана договорились о возможности формировать единый список кандидатов по мажоритарным округам и совместно согласовывать кандидатуры членов окружных комиссий, наблюдателей.
Также противники нынешнего «тоталитарного режима» решили после выборов создать коалицию между собой, а не искать компромисса с «общим врагом» — как это было в 2005, в 2006, 2008 и 2010м годах. Примеров «зрад» оппозиции так много, что нынешние клятвы верности будущей антивластной коалиции вызывают уж очень большой скепсис… Кроме того, нынешние оппозиционеры так тщательно копируют ошибки прошлого, что ощущение дежавю не покидает любого, кто последние годы следил за попытками оппозиции совместно работать и совместно побеждать.
Во-первых, и тогда, и сегодня оппозиционеры делают ставку на борьбу с «режимом». Дескать, победим общего врага — команду Януковича — в стране сразу наступит мир и процветание, в том числе, экономическое. Однако, на Софийской площади никакой видимости программы преобразований, которую оппозиционеры могут реализовать после выборов, не наблюдалось. Доминировало два лозунга: «Свободу Тимошенко!» и «Януковича — геть!». А где же единая программа? Где предложения по поводу реформ или отношений с Россией и Евросоюзом? Где инициативы, касающиеся стратегических реформ: налоговой, пенсионной, жилищной? Неясно, что будут оппозиционеры делать в случае победы в социальной или экономической сферах.В Манифесте оппозиции обо всех послевыборных планах сказано очень расплывчато: «надо начать диалог по поводу стратегического плана развития Украины, а также программы действий в Верховной Раде сразу после выборов». То есть, ни того, ни другого у «Союза антиянуковичей» нет» и что делать со страной после выборов они четко не представляют.
Во-вторых, между оппозиционными партиями уже начались противоречия. И хотя глава «Фронта…» Арсений Яценюк смог захватить лидерство в оппозиционном лагере, на роль консолидатора он явно «не тянет». О шаткости оппозиционной конструкции свидетельствуют как его заявления, так и претензии В. Кличко. Так, Арсений Петрович заявил, что списками на выборы должны идти всего три партии: « Батькивщина», «Фронт перемен» и ВО «Свобода». А что же остальные участники оппо-лагеря? Они, значит, должны довольствоваться ролью массовки или рассосредоточиться по мажоритарным округам? Как говорится, «довольно обидные ваши слова…» И посеянные на митинге 22 января Арсением Яценюком зерна очень скоро «прорастут» ядовитыми плодами раскола.
Также главный фронтовик изначально заподозрил некоторых соратников в измене с Партией регионов, которая готовит очередные коррекции электорального законодательства: "среди отдельных народных депутатов, которые причисляют себя к оппозиции, есть сторонники идеи изменения избирательного закона", — заявил он. Яценюк поставил жесткий ультиматум всем оппозиционным силам, намеренным подыграть партии власти. Слишком уж прозрачный намек в сторону «Батькивщины», чьи депутаты активно голосовали за принятие закона о выборах в варианте Партии регионов. Явно после таких обвинений не следует ожидать очень уж дружных и сплоченных действий между БЮТ и «Фронтом перемен» — «столпами» оппозиционного фронта.
Кроме того, претензии на лидерство, но уже в мажоритарном оппозиционном лагере, высказал быстрорастущий политик В. Кличко. Лидер «Удара» подписал манифест в последний момент и с «оговорками». Главная «оговорка» — чтобы кандидатов от оппозиционных сил на следующих выборах в Верховную Раду определяли не партийные вожди, а сами избиратели. То есть, «боксер-политик» настаивает на системе «праймериз», что выгодно для молодых начинающих политических бойцов, но губительно для ветеранов, которые требуют места (округа) за былые заслуги. Вряд ли эта инициатива придется по вкусу маститым оппозиционным партиям — «Батькивщине», «Фронту перемен» или «Свободе», ведь они рассчитывают подкрепить списочные силы мажоритарными, и тем самым усилить свой контроль и влияние в новой ВР.
Также Кличко настаивает на публичной дискуссии вокруг подписанной на Софийской площади декларации: речь идет о нецелесообразности применения квотного принципа, о механизме определения и выдвижения единого кандидата, об открытых списках. Другими словами, это нокаут для оппозиции, которая пытается выдавать декларативный манифест за мощное и единое оппозиционное объединение.
Опять же, Кличко потребовал от союзников не только конкретных механизмов для дальнейшей работы, но и настаивает на том, чтобы Тимошенко и Луценко участвовали в выборах. Такой подход наверняка вызовет кислую улыбку на лице Турчинова и Кожемякина, которые давно уже распределили «Юлино партийное наследство». В том числе, и списочное. Таким образом, Кличко обозначил 2 линии оппозиционного разлома. Одна — по линии «ветераны оппозиции- новые политические лица», вторая по линии «Батькивщина» и ее лидеры».
В третьих, оппозиция вынуждена будет бороться между собой. Хотя бы потому, что топчутся на одном поле — пессимистично настроенных по отношению к нынешней власти. Поэтому, несмотря на дружественные объятия партиям, подписавшим Манифест, придется сражаться за избирателя любыми способами. Например, РУХу, доказывать, что они более патриотичны, чем ПРП, а Партии защитников Отчизны уверять, что их политический и протестный опыт больше, чем у «Гражданской позиции» Гриценко. Первый пример «вытеснения» уже есть: Борис Тарасюк наехал на формального и морального лидера «Нашей Украины» Ющенко, заявив, что тот сотрудничает с властью, и за эту работу получил плату в виде госдачи. Явно, г-ну Наливайченко, который сегодня руководит Политсоветом проющенковской партии, придется отвечать на обвинение: и Тарасюку и избирателям.
Многим из тех, кто подписал декларацию 22 января 2012 года как самостоятельная партия, придется раствориться в более мощных партийных структурах — и это тоже очень болезненно для оппозиции. Да, и не стоит забывать о таком новом конкуренте партийцев, как гражданские движения и объединения. Пока «ветераны» делают ставку на бренд и структурные подразделения в регионах, «молодняк», вроде Н. Королевской или В. Кличко активно сотрудничают с общественными организациями и рассчитывают на них, как на новую электоральную опору.
Поэтому, несмотря на всю торжественность момента праздника Соборности, намерения оппозиции продолжить «объединительную традицию» пока оптимизма не вызывает.