Тарас Корпан
08:11 22/12/2019

Остались без депутатской неприкосновенности: в новом году легализована слежка

Верховная Рада отменила депутатский иммунитет, усложнив процедуру привлечения к уголовной ответственности нардепов. Эксперты отмечают, что равноправными с другими гражданами те не стали – зато, за оппозицией теперь можно следить, а провластные депутаты оказались под защитой генпрокурора.

«Исполнение депутатских полномочий»

Верховная Рада приняла закон, который вносит изменения в законодательство, чтобы ограничить депутатскую неприкосновенность. За него проголосовало 326 депутатов. Такой энтузиазм поясняется тем, что неприкосновенность остается — заявляют противники закона.

Нардеп Александра Устинова (фракция «Голос») заявляет, что на самом деде норма закона имеет противоположное значение. Дескать, закон принят с правкой, в которой указывается, что депутаты не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в Раде и ее органах, «а также при осуществлении депутатских полномочий, за исключением оскорбления и клеветы».

Александра Устинова пояснила это таким образом: «Депутаты фактически забетонировали неприкосновенность. Потому что там сказано, что депутат не несет юридическую ответственность, если он при исполнении своих депутатских полномочий». Депутат убеждена, что эта правка означает, что, если депутат находится при исполнении своих депутатских полномочий, он не несет никакой юридической ответственности за свои действия. По ее словам, возникает правовая коллизия, и правоохранительные органы вообще не могут открывать дела против депутатов.

Следует напомнить, что в первом чтении депутатскую неприкосновенность отменяли 3 сентября. Тогда рассматривали изменения в Конституцию, согласно законопроекту, зарегистрированному Администрацией Президента Петра Порошенко в 2017 году. Конституционный суд признал данный законопроект конституционным еще в июне 2018 года.

Конституцию изменили таким образом, что из ст. 80 исчезло положение о том, что народные депутаты не могут быть без согласия Верховной Рады привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы.

Однако потом выяснилось, что одной Конституции недостаточно — неприкосновенность депутатов оказалась вшита в другие законы. Например, в закон «О статусе народного депутата» и пр.

Только 18 декабря к вопросу вернулись, и внесли изменения в законодательство — неприкосновенность убрали из закона о Регламенте Рады, Уголовно-процессуального кодекса (УПК) и закона о статусе депутата.

Однако нардепы и после этого не стали равны перед законом с остальными гражданами. Процедура начала досудебного расследования в отношении депутата предусматривает, что данные в Единый реестр досудебных расследований может вносить только Генеральный прокурор.

Александра Устинова поясняет, что только к генпрокурору могут обратиться следователи: «Они должны идти к одному человеку в этой стране, Генеральному прокурору, и просить его о разрешении».

Она поясняет: «Если они вдруг расследуют дело и выходят на народного депутата, а затем идут к Генеральному прокурору — и все доказательства, которые были собраны до момента, когда они вышли на народного депутата, не могут быть использованы в суде».

Отметим, что в соответствии с принятым законом, только Генпрокурор, его заместители или руководители областной прокуратуры смогут сообщать подозрения депутатам. Отныне именно генпрокурор, а не парламент сможет поддерживать ходатайство на задержание, избрание меры пресечения, обыск, нарушение тайны переписки и телефонных разговоров, а также иных негласных следственных, розыскных действий против депутатов Верховной Рады.

Негласные следственные действия без судьи

Судебные ходатайства следователей могут рассматриваться только при обязательном присутствии нардепа (сейчас это можно и без фигуранта дела). Следователь не может арестовать оружие, являющееся орудием преступления, не может арестовать полученные в результате преступления средства.

Тем не менее, юристы отмечают неоправданную концентрацию власти. Старший партнер адвокатской компании «Кравец и партнеры» Ростислав Кравец отмечает, что на данный момент украинская правоохранительная и судебная система, Генпрокуратура не являются настолько независимыми, чтобы можно было объективно верить в то, что их решения обоснованы исключительно законом, а не давление извне.

Отмену неприкосновенности депутатов он считает неоправданной. «Объективно пока Украина на является до конца демократической страной, в этом нет необходимости, —  отметил адвокат. — Снятием неприкосновенности ставится под сомнение объективность и чистосердечность тех законов, которые  будут приниматься».

Он считает, что главный законодательный орган остается без защиты, что может способствовать узурпации власти. «Это не значит, что речь идет конкретно об узурпации власти именно Президентом Зеленским. Речь идет о том, кто будет пользоваться этим механизмом», — рассудил юрист.

Хотя народные депутаты значительно усложнили процесс расследования относительно себя, эксперты прогнозируют усиление влияния правоохранителей. Центр противодействия коррупции (ЦПК) заявил, что целью законопроекта было как раз усложнение расследования. «К примеру, если следователь захочет получить доступ к банковским документам депутата, он не сможет этого сделать, пока народный избранник не явится лично в суд», — отметили в ЦПК.

Отметим, что принятым законом запрещается поручать осуществление досудебного расследования уголовного правонарушения, совершенного народным депутатом, другим органам досудебного расследования, кроме НАБУ и центрального аппарата ГБР в соответствии с их подследственностю.

Ходатайство о разрешении на задержание, избрание меры пресечения в виде содержания под стражей или домашнего ареста, обыск, нарушение тайны переписки, телефонных разговоров, телеграфной и другой корреспонденции, а также о применении других мер (в частности, НСРД- негласных следственно-розыскных действий), ограничивающих права и свободы нардепа, должны быть согласованы генпрокурором. 

Рассмотрение ходатайств, кроме применения НСРД, должно осуществляться следственным судьей. Следственный судья обязан заблаговременно сообщить ему о рассмотрении указанного ходатайства, кроме ходатайства о применении негласных следственных (розыскных) действий или обыска.

Политолог Сергей Быков ранее высказывал мнение, что Президенту Зеленскому потребовалось взять под контроль депутатов своей фракции «Слуга народа» которые часто попадали в скандалы. Дескать, отмена неприкосновенности призвана влиять на поведение нардепов, сделать их более дисциплинированными, отметил политолог «Слову и Делу».

Однако механизм можно применять против оппозиции. «Это делают, прежде всего, для того чтобы можно было без согласования с парламентом проводить негласные следственные действия относительно народных депутатов, собирать доказательную базу, которую потом можно представить в суде», — считает он.

 

 

Читайте также по теме