Одна из вечных и долгоиграющих тем украинской политики, — отмена депутатской неприкосновенности, имеет все шансы получить бурное развитие в новом политическом сезоне. Накануне грядущих выборов, до которых остается не так уж и много времени, эта тема станет ключевой в риторике Президента и его сторонников. Борьба за отмену неприкосновенности депутатов выигрышна сама по себе, независимо от итогового результата. Вопрос только в том, насколько удачно и единолично удастся оседлать тему пропрезидентским силам. Ведь поиграть борьбой за отмену неприкосновенности любят многие украинские политики.
Депутатская неприкосновенность – важный элемент парламентаризма и гарантия беспристрастной работы депутатов. В наших условиях превратилась в один из главных бонусов к депутатскому мандату и гарантией безнаказанности и способом уклонения от уголовной ответственности. Часто депутаты ведут себя нагло и дерзко. Порой они демонстративно нарушают закон, совершают правонарушения и преступления.
Мы не раз становились свидетелями как депутаты, размахивая своими корочками, «плевали» на закон, вели себя вызывающе, угрожали или даже наносили побои людям, в том числе и правоохранителям. И это все перед камерами и в присутствии журналистов. О том, как некоторые парламентарии ведут себя («быкуют») не на глазах у широкой общественности, говорить литературным языком сложно.
То, что власть развращает, доказано давно. А вот то, что неприкосновенность и безнаказанность развращает абсолютно, наглядно демонстрируют украинские депутаты. Очевидно, что сложилась ненормальная ситуация, когда депутаты осознанно совершают правонарушение или преступление с полной уверенностью в своей безнаказанности.
В мире есть два вида неприкосновенности депутатов: индемнитет – защита свободы выражения и голосования депутата в парламенте, иммунитет – защита от уголовной ответственности, ареста или задержания без согласия парламента. В Украине депутаты имеют иммунитет и индемнитет, что обеспечивает им абсолютную неприкосновенность. Без предварительного согласия Рады их нельзя привлечь к ответственности ни за политическую деятельность, ни за любые преступления. Боле того, без согласия парламента правоохранители не имеют права проводить следственные действия в отношении депутата.
Вопрос отмены депутатской неприкосновенности один из самых популярны и одновременно один из самых сложных в украинской политике. За годы Независимости за отмену депутатской неприкосновенности выступали практически все президенты. Президент Кучма в 2000 году провел референдум, одним из четырех его пунктов была отмена неприкосновенности депутатов. Более 80% украинцев подержали отмену. Сейчас результат референдума был бы не меньшим.
Стоит отметить, что при Ющенко, в 2006 году, все же была снята неприкосновенность, правда местных советов. Отмену неприкосновенности депутатов Верховной Рады он не осилил. Янукович также поднимал тему неприкосновенности, но до конкретных дел так и не дошло.
Последний раз вопрос отмены неприкосновенности поднимал действующий Президент Петр Порошенко во время своего выступления в парламенте. Отмена неприкосновенности не только ключевая тема в риторике Президента, но и один из главных пунктов коалиционного соглашения парламентской коалиции. Практически все силы входящие в коалицию на словах поддерживают отмену неприкосновенности. А на самом деле голосов на это точно не хватит. Неприкосновенность прописана в ст. 80 Конституции Украины и чтобы изменить эту норму необходимо конституционное большинство в более чем 300 голосов.
Считается, что делать бизнес и политику невозможно не нарушая закон. При большом желании, на большую часть депутатов, а по совместительству и бизнесменов, компетентные органы без труда найдут материалы для дела. Депутаты это понимают, поэтому, несмотря на разговоры и поддержку отмены неприкосновенности, голосованием это не подтвердят. Понимает это и Президент, и в своей речи применил очень сомнительную уловку и поблажку для действующих депутатов – мол, отмените ее уже для следующего состава. Но ведь практически каждый депутат, за редким исключением, планирует переизбраться в Раду на следующий срок. Именно поэтому отменять неприкосновенность никто не спешит ни для этого, ни для следующего состава Рады.
Ради справедливости, отметим, что депутатская неприкосновенность один из важных элементов парламентской системы демократических государств. В мире всего несколько государств, которых неприкосновенность у депутатов отсутствует. Украина в данном случае не является чем-то уникальным.
Процедура привлечения украинских депутатов к уголовной ответственности и снятия с них неприкосновенности — одна из самых сложных. Она однозначно нуждается если не в отмене, то хотя бы в существенном упрощении. Как минимум, за тяжкие преступления или преступления, совершенные публично, где вина подозреваемого очевидна.
В ближайшее время первенство в использовании темы и ее продвижению будет принадлежать Порошенко и поддерживающим его политсилам. Несмотря на огромное количество всевозможной суеты вокруг этого вопроса реальных перспектив отмены неприкосновенности на сегодняшний день не наблюдается. Многие политики будут публично выступать за снятие иммунитета с депутатов, но до реального снятия дело не дойдет. Любые заявления на тему отмены неприкосновенности, не более чем популистская игра и попытка нарастить рейтинг накануне грядущих выборов.