Никита Бегаль
06:00 04/07/2017

Отмена госрегулирования цен на продукты: куда устремятся ценники на прилавках

В прошлом году правительство пошло на эксперимент, который этим летом перерос в официальное решение, предполагающее отмену государственного регулирования цен на социальные продукты. Эксперты предрекают повышения цен на некоторые группы товаров, а вот в Кабмине успокаивают, прогнозируя только блага для рынка…

В начале лета правительство постановило прекратить с 1 июля государственное регулирование цен на социальные продукты питания, а точнее

Теперь производители избавлены о повинности объяснять Госпродпотребслужбе необходимость изменения оптово-отпускных цен на свою продукцию. Также отменена   практика сдерживания цен за счет ограничения торговых наценок, а точнее норма по установлению максимальной  надбавки в 15-20% на 17 групп товаров.

Так, согласно постановлению Кабинета министров №394, государство уже не будет заниматься упорядочением  наценки к оптовой стоимости молока, крупы, вареной колбасы, хлеба, масла (сливочное и подсолнечное), муки, макарон, сахара, сыра, свинины, говядины, курятины, сметаны и яиц.

Кроме того, в правительстве отказались от понятия предельных уровней рентабельности производства муки, хлеба социальных сортов и детского питания.

В правительстве изменения объяснили желанием дерегулировать сферу ценообразования, ликвидировать «чрезмерное вмешательство государства» в экономику, уменьшить административный прессинг на бизнес, развивать здоровую конкурентную среду. 

За счет отмены госрегулирования цен, участники рынка, по оценкам Кабмина, смогут оперативно модулировать свою ценовую политику на фоне изменяющийся конъюнктуры.

Напомним, в октябре-декабре прошлого года правительство в качестве эксперимента отказалось от госрегулирования, которое действовало более 20 лет. В период, когда  проходил эксперимент, стремительного роста цен не наблюдалось.

Вместе с тем, цены на большинство продуктов с начала года преимущественно выросли. Так, в мае-январе текущего года хлеб прибавил в цене в среднем на 1,23 гривны. Также выросла стоимость риса (+ 1,49 гривны), что нельзя сказать о гречке, которая отличилась падением цены в  2,70 гривны.

В то же время говядина за 5 месяцев показала стремительный рост — на 13,58 гривны, а свинина – на 18,91 гривны. А вот лук подорожал на 6,14 гривны. Та же тенденция коснулась  картофеля, чья цена подросла на 3,41 гривны. Наряду с эти яйца подешевели с начала года на 1,48 гривны.

В Государственной службе статистики (Госстат) отмечают, что в последнем месяце весны цены на продукты выросли на 2,4%, если сравнивать с апрелем. В  то же время в январе-мае стоимость продовольствия поднялась на 7% в годовом измерении.

Во многом такие показатели объясняются сезонностью и ростом энергоносителей, в первую очередь электроэнергии, однако фактор отмены госрегулирования не стоит не учитывать.  

«Безусловно, в результате отмены госрегулирования постепенно еще подрастут цены на ряд продуктов. Некоторые злоупотребления на рынке еще будут. Поскольку здесь отсутствует  противовес. Имею в виду Антимонопольный комитет. За это время часть продуктов подросла до своей, наверное, максимальной цены. Выше уже вряд ли возможно, хотя, вы знаете, злоупотреблять можно чем угодно, и здесь, к  сожалению, я бы не сказал, что есть какие-то  предохранители», — комментирует глава Ассоциации поставщиков торговых сетей Украины Алексей Дорошенко, называя решение властей преждевременным. 

Со слов экономиста Всеволода Степанюка, отмена госрегулирования цен приведет к периодическому спекулятивному росту цен на отдельные товары и увеличит сезонное колебание их стоимости.

«Сейчас это будет дикий рынок, время от времени будут случаться спекуляции на тех или иных продуктах и, думаю, что колебания цен на продукты будут большими, чем они были до этого. Фактически, государство расписалось в том, что оно не в состоянии управлять своей экономикой, не в состоянии влиять на рынок каким-либо образом», — сказал экономист, добавив, что росту цен, в частности способствует монополизация в ряде сегментов рынка.

В то же время, эксперт отметил, что цены на товары повседневного спроса фактически не регулировались государством. 

«В последние 3-4 года особого госрегулирования у нас не существовало. Не было интервенций из Госрезерва, которые бы преследовали цель сбить цену. Устанавливались только минимальные цены на тот же сахар, а товары повседневного спроса у нас уже и так не регулировались. При этом те методы государственного регулирования, которые у нас были (снижение торговой наценки, рентабельность производителя) создавали коррупционные потоки для проверяющих», — говорит эксперт.

Функцию регулятора, по мнению экономиста, мог бы потенциально выполнять Антимонопольный комитет, однако у него недостаточно полномочий для этого.

Олег Пендзин, член Экономического дискуссионного клуба, говорит, что  государство, решившее  «отпустить» цены на социально значимые продукты, обязано подумать о положении защищенных слоях населения и ввести адресные дотации.

Эксперт уточнил, что на сегодняшний день, в среднем, по стране домохозяйства тратят уже около 57% доходов на питание, а для малообеспеченных этот показатель составляет 80%, поэтому рост цен на социально значимые продукты критичен для них.

 «Правительство было обязано вместо государственного регулирования ввести одну из трех систем, присущих Европейскому Союзу и Соединенным Штатам Америки. Первая система — если мы хотим поддержать рынок через производителя,  то увеличиваются субсидии. Однако таким образом мы делаем систему непрозрачной, так как в украинских условиях конечный потребитель не получит ожидаемого удешевления. Вторая система — это снижение ставки НДС на продукты. Средний уровень ставки налога на добавленную стоимость в Европе — 5% и регулируется отдельной директивой. У нас — 20%. Поэтому украинская мука в Польше стоит дешевле, чем у нас. Это, пожалуй, лучший вариант в наших условиях. И третья система — это субсидии на продукты потребителям. В условиях, когда есть база держателей субсидий на услуги ЖКХ, это лишь технический вопрос. В США такими субсидиями пользуется 20 млн граждан, получая в среднем более 330 долларов на человека в месяц. Поскольку каждый из этих шагов ведет либо к уменьшению доходов, либо к увеличению налогов, то Кабинет министров не желает их рассматривать. То есть вопрос не в европейской практике, а в желании поддержать крупных производителей. Мы же понимаем, что когда деньги попадают в бюджет, каждый из нас их проконтролировать не может. В случае с уменьшением НДС или субсидиями на продукты, каждый покупатель сам распоряжается деньгами, минуя государственный бюджет. В случае если мы не можем эффективно распоряжаться собранными налогами, их необходимо просто уменьшить. Переводить же ответственность только на Антимонопольный комитет по надзору за рыночными условиями, в стране, где победили монополии, не является эффективным», — поясняет в свою очередь А. Дорошенко.

Читайте также по теме