Кабмин вознамерился упростить жизнь малому и среднему бизнесу: в планах чиновников заменить кассовые аппараты и бумажные чеки на планшеты и смартфоны.
Новшество, по подсчетам правительства, сэкономит бизнесу 2,5 млрд гривен, ведь нужда в обслуживании кассовых аппаратов и традиционной фиксации оплаты исчезнет, ровно как и исчезнут побочные расходы и штрафы за нарушения законодательства в сфере регистраторов расчетных операций (РРО).
«Это позволит уменьшить расходы предпринимателей. Эти средства (2,5 млрд гривен. – Ред.) пойдут теперь на развитие. Это высвобождение инвестиционного ресурса. И при этом устраняется рычаг дополнительного давления на бизнес», — заявил в середине июня премьер-министр Владимир Гройсман.
Напомним, сфера PPO строго регламентируется: перечень разрешенных к использованию моделей кассовых аппаратов устанавливают фискальные власти. Более того, пломбированием, обслуживанием и ремонтом аппаратов занимаются специальные сервисные центры, то есть, самостоятельно вскрывать и ремонтировать устройство нельзя. Данные каждого РРО передаются на сервера налоговиков. Информация, внесенная в аппарат в ходе купли/продажи, не подлежит изменению. Сегодня стоимость РРО в зависимости от типа варьируется от 5 до 20 тыс. гривен, а техническое обслуживание обходится предпринимателям в 200 гривен ежемесячно. Наряду с этим бизнес сталкивается с бюрократией и рисками коррупции при регистрации аппаратов, так как для нее нужно подать большой пакет документов.
Сегодня обладателями РРО являются предприниматели-единщики, интернет-магазины, платежные системы, агенты и т.д. За день в Украине производится до 18 млн бумажных чеков. Их печатают 286 тыс. зарегистрированных кассовых аппаратов. Так вот, из заявлений правительства, вся эта система, как и рынок кассовой техники, должны уйти в прошлое. На смену должен прийти электронный чек (e-Receipt) и гаджеты (смартфоны и планшеты), как новейшие типы РРО.
Правда, пока речь идет о пилотном проекте. Его Кабмин утвердил на заседании 13 июня. По плану, он должен заработать в ближайшее время и продлиться до конца 2019 года. То есть, тотальный переход на гаджеты ожидается только в 2020 году.
Как явствует из пояснительной записки к проекту, во время «пилота» будет изучена возможность применения гаджетов «для осуществления расчетных операций (сфера торговли.– Ред.), операций по купле-продаже иностранной валюты, целесообразность их внедрения в промышленную эксплуатацию и дальнейшего применения субъектами хозяйствования наряду с традиционными моделями РРО».
e-Receipt, как и бумажный чек, будет попадать на серверы ГФС и сопровождаться QR-кодом. Данные об электронном чеке и код будут доступны как продавцу, так и покупателю в «электронном кабинете». То есть, для работы e-Receipt нужна еще и мотивация покупателя, ведь он по той или иной причине может отказаться от электронного чека и покупки в целом.
Участие в пилотном проекте осуществляется на добровольной основе. Любой хозяйствующий субъект может стать частью эксперимента.
Примечательно, что разработчиком программного обеспечения (мобильного приложения) и инициатором проекта выступила Государственная фискальная служба. Рвение налоговиков ясно, ведь предпринимательский класс вооружен системами PPO на уровне 3-4%. Новшество же позволяет бизнесу без затрат оснаститься «виртуальными» аппаратами и, таким образом, попасть в поле зрения налоговиков.
Фискалы верят, что в будущем e-Receipt станет стимулом для сокращения доли нелегальной розничной торговли, серого импорта и контрабанды. Последние два, кстати, часто входят в ассортимент интернет-магазинов.
Отметим, что уровень теневой экономики в Украине достигает 45% от ВВП. Такое положение дел объясняется негативными тенденциями в экономике и плохими ожиданиями бизнеса в целом.
Поэтому эксперты сомневаются, что новый подход будет эффективным инструментом в борьбе с недобросовестными предпринимателями, отмечая, что кто хотел работать честно, тот уже это делает.
Только ужесточение санкций в сфере РРО может мотивировать предпринимателей переходить на электронный тип администрирования торговых операций.