Руководители НБУ обычно покидают пост до окончания каденции. Но Яков Смолий, уходя, заявил о политическом давлении. Эксперты прогнозируют осложнения в отношениях с МВФ и западными партнерами на фоне экономического кризиса, вызванного коронавирусом.
«Действовал осторожно, но критика была»
Глава Национального банка Яков Смолий написал заявление об увольнении по собственному желанию. Мотивировал это тем, что своей отставкой, дескать, хочет «предостеречь от дальнейших попыток подорвать институциональные основы центрального банка в Украине».
Политолог Владимир Фесенко не видит ничего необычного, – начиная со времени председательства в НБУ Виктора Ющенко, все руководители Нацбанка уходили по собственному желанию. Хотя глава НБУ назначается на 7 лет, при каждом новом Президенте Украины менялся и глава Нацбанка.
«Во времена президентства Петра Порошенко глава Нацбанка менялся дважды. Политическое напряжение и конфликты были вокруг почти всех руководителей НБУ, особенно во время экономического кризиса. Вокруг Смолия большого напряжения не было, он действовал осторожно и избегал конфликтов, но критика была», — написал Фесенко в Facebook.
Тем не менее, издание ВВС отметило скачок курса доллара. Диапазон последствий в заголовке ВВС таков: «Отставка Смолия и что будет после нее: инфляция, доллар по 30 или дефолт».
Отметим, что, уходя в отставку, Смолий пожаловался на политическое давление и обнародовал свое заявление на сайте НБУ.
«В течение длительного времени на Национальный банк Украины осуществляется систематическое политическое давление. Это делает невозможным эффективное выполнение мной как председателем возложенных на меня обязанностей руководства деятельностью Национального банка и взаимодействие с другими государственными органами», — написал он.
Ранее сообщалось, что парламентский комитет по вопросам финансов, налоговой и таможенной инициировал создание временной следственной комиссии относительно действий руководства НБУ.
В проекте постановления говорилось, что деятельность НБУ по размещению облигаций госзайма (ОВГЗ) привели к негативным последствиям, которые имеют признаки «финансовой пирамиды».
Как известно, в течение прошлого года гривна укрепилась на 14,5%. Причиной стала активная продажа облигаций иностранцам. Таким образом повысился уровень предложения валюты на межбанковском рынке, что привело к укреплению гривны. В целом портфель ОВГЗ вырос в 16 раз.
Курс гривны, в свою очередь, ударил по экспортерам. Кроме того, сократились поступления в госбюджет — таможня не давала достаточно денег, ведь пошлины на импортные товары привязаны к курсу. Так, по итогам сентября 2019 года недовыполнение госбюджета составляло 10,6% от плана, в октябре -2019 — 10,9%, в ноябре-2019 — 7,1%. В январе 2020 года общий фонд бюджета недополучил 24,5% от плана, в феврале недостача составила 6,3%, в марте в бюджет поступило на 10,7% меньше запланированного.
Отметим, что такое положение дел сложилось задолго до эпидемии коронавируса.
Еще в начале года эксперты предупреждали: игры с ОВГЗ не могут быть долгосрочным фундаментом для сильной гривны, и курс национальной валюты рухнет вместе с «пирамидой» ОВГЗ.
«На стране укрепление курса сказывается самым пагубным образом», — отмечал экономический эксперт Всеволод Степанюк.
А заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Александр Дубинский заявлял: «Сейчас нас фактически ведут к дефолту, чтобы, когда откроется рынок земли, забрать вместо денег по облигациям землю».
Он отмечал, что в случае дефолта государство будет расплачиваться активами, чья стоимость падает. Дескать, 10 млн га земли, которые сейчас находятся в государственном запасе, в государственном земельном банке фактически стоят по 3 тыс. долларов за гектар.
«Общая сумма — фактически 30 млрд долларов. По облигациям мы должны 10 млрд долларов. Если страна пойдет в дефолт, то за эти десять мы отдадим землю, которая стоит тридцать», — рассуждал он.
«Все закончится быстро. А вдобавок еще и плохо»
По итогам первого полугодия 2020 года госбюджет получил на 6,2% меньше плана- свидетельствуют данные Госказначейства. Это при том, что 11 июня правительство получило первый транш кредита от Международного валютного фонда (2,1 млрд долларов) и он был направлен в госбюджет.
В будущем Украина получит еще несколько траншей от фонда. Каждому из них определен набор условий, и, соответственно, у программы будут пересмотры.
При этом сохранение независимости НБУ было особенно отмечено в меморандуме. Под документом, кстати, ставится подпись самого главы НБУ наряду с автографами Президента, премьера и главы Минфина.
Первый пересмотр программы будет в сентябре. Речь идет о сумме в 675 млн. долларов. Требования, в частности, касаются Нацбака. Так, до конца июня следовало заняться проблемными кредитами госбанков. Предусмотрено, что банки подают планы сокращения портфелей кредитов (прежде всего, Ощадбанк и Укрэксим, у которых просроченные кредиты превышают 60% кредитных портфелей), их официально утверждает Кабмин, затем – Совет финстабильности и отдельно – НБУ.
Затем очередной пересмотр программы намечался на декабрь. Но теперь эксперты сомневаются, что МВФ предоставит сполна обещанные 5 млрд долларов по 18-месячной программе. Например, по мнению инвестиционного банкира Сергея Фурсы, увольнение Смолия разрушает сотрудничество с МВФ и всеми другими партнерами — ЕС, Всемирным банком, США…
Эксперты напоминают, что в конце апреля Кабмин освободил от должностей глав Государственной таможенной службы Максима Нефедова и Налоговой службы Сергея Верланова. А 4 марта сменилось правительство.
Блогер Вячеслав Чечило иронизирует: «Соросят» зачистили из Кабмина. Теперь пришла очередь Нацбанка. Что происходит? Видимо, до окружения Зеленского дошло, что если выполнять команды колониальной администрации, то править будешь рукопожатно, но недолго. Теперь посмотрим, когда дойдет, что если не выполнять, то в условиях Украины тоже все закончится быстро. А вдобавок еще и плохо».
Действительно, пока в Раде начали рассуждать о замене Смолия (прогнозируют вероятность назначения главы правления «Укргазбанка» Кирилла Шеченко), эксперты заговорили о последствиях.
Генеральный директор инвестиционной компании Dragon Capital Томаш Фиала заявил о приостановке новых инвестиций.
«Самое плохое, что это было сделано под политическим давлением с самого верха. Это красная линия для всех инвесторов: G7, IMF, WB. Полная некомпетентность и обман тех, кто выделил нам 5 миллиардов долларов за последний месяц», — заявил Фиала.
Он считает, что курс гривны и цены на активы в Украине упадут.