Вместе с усилением ответственности водителей законодатели хотят расширить права полицейских на дорогах, а это, как говорят эксперты, прямой путь к злоупотреблениям и беззащитности автолюбителей от произвола.
Контроль над украинскими водителями усиливается, равно как и их ответственность. В июне, как известно, была запущена система автоматической видео- и фотофиксации нарушений ПДД. Пока она работает в столице и Киевской области, но правоохранители обещают, что технология будет постепенно внедряться во всех регионах страны, охватывая самые сложные дорожные участки.
В самых ближайших планах МВД установка 220 дорожных комплексов, ну а к концу года в полиции рассчитывают увеличить число таких «точек» до 643.
Также на дорогах увеличивается присутствие радаров TruCAM.
«Места измерения — аварийно-опасные участки автодорог и места концентрации ДТП, совершенных по причинам превышения скорости движения. Всего на дорогах Украины будет работать 116 приборов TruCAM, а измерение будет осуществляться на 252 участках», — сообщил в Facebook первый заместитель начальника Департамента патрульной полиции Алексей Белошицкий.
Кроме того, в июле депутаты проголосовали за законопроект № 2695, которые предполагает усиление ответственности автолюбителей. Правда, документ приняли в первом чтении и он, скорее всего, будет дорабатываться.
Но как бы то ни было, законопроект предусматривает административный арест сроком до 15 суток для серийных водителей-«пьяниц». При этом размеры штрафа за пьяную езду остается неизменными — 10 200 гривен за первый эпизод, 20 400 гривен — за второй эпизод и 40 800 гривен — за третий эпизод в течение года. Помимо этого, таких автолюбителей ждет лишение прав сроком на 1-10 лет.
Если водитель после ДТП отважится выпить или «кайфануть», то его ждет наказание в виде штрафа в 20 400 гривен или арест на 15 суток с лишением прав на срок до 3 лет.
Также документом ужесточается наказание для участника аварии, который скрылся с места ДТП. Сегодня за такие действия выписывают штраф в 255 гривен или назначают общественные работы на 40 часов. Законопроект же предусматривает увеличение штрафа до 3 400 гривен или арест на срок от 10 до 15 суток. Также «беглецу» грозит лишение прав на срок до 6 месяцев.
А того, кто отважится повторно ездить без ремня безопасности, могут арестовать на 5-10 суток или лишить прав на срок от 3 до 10 суток.
Наряду с этим увеличивается санкция за превышение скоростных лимитов. Тех, кого поймают на езде свыше 50 км/ч в городском цикле, ждет штраф в 3 400 гривен.
Как уточнил заместитель министра внутренних дел Антон Геращенко, законопроект также ужесточает наказание для водителей, которые сели за руль без прав. За такой проступок санкцию предлагается повысить с 510 до 10 200 гривен.
А виновника «пьяного» ДТП, которое повлекло смерть, будет ждать как минимум 8 лет тюрьмы, завил замминистра. Если же водитель был трезв, то просидеть за решеткой он может от 3 до 10 лет в зависимости от масштаба аварии и количества жертв.
Если же человек совершил ДТП, в результате которого пострадавший получил травмы средней тяжести, то его, согласно законопроекту, планируют наказывать штрафом от 51 000 до 85 000 гривен или арестом на срок до 6 месяцев и лишением прав на 5 лет. Сейчас, напомним, штраф составляет от 3 400 до 8 500 гривен.
Также законопроектом отменяется штрафные баллы, то есть допустимая норма просчетов, за которые не следует санкции.
Надо сказать, у законодательной инициативы нашлись противники. Так, депутат из фракции «Голос» Александра Устинова заявила, что проект закона необоснованно расширяет полномочия полицейских.
В частности, она указала, что законопроект наделяет полицейских правом проверять водителей на состояние алкогольного и наркотического опьянения без свидетелей.
Также полицейские смогут заставлять водителей открывать багажник, капот, салона и проч., что приравнивается фактически к обыску.
По мнению депутата, такие полномочия отрывают двери для злоупотреблений и противоправных действий со стороны полиции.
Отметим, что законопроект №2695 – это инициатива Президента. Главная мотивация принятия документа – неутешительная статистика по смертности и травматизму на украинских дорогах. Действительно, показатели ДТП в нашей стране выше, чем у большинства государств мира. Так, в год на дорогах гибнет около 3 500 украинцев. По данным портала Opendatabot, только за первое полугодие в Украине произошло 57 929 ДТП.
Но проблема смертности и травматизма на дорогах многомерная. Сюда включается не только культура и привычки водителей, но и состояние дорожной инфраструктуры, профилактика и проч.
Адвокат по вопросам ДТП Вадим Володарский говорит, что законопроект №2695 незначительно ужесточает наказание за нетрезвое вождение.
«Только вводится административный арест за повторную пьяную езду. Все остальное остается прежним. Зато повышаются штрафы за превышение скорости, то есть, то, что фиксируется камерами. Колоссально расширяются полномочия полиции и уменьшаются возможности для защиты водителя. Тот же осмотр на состояние опьянения будет проводиться без двух свидетелей. По практике могу сказать только одно. Очень часто вызов в суд этих самых свидетелей позволяет доказать необоснованность действий полиции, что позволяет защищать водителей, на которых составлены протоколы, а таких в моей практике до половины. Вводятся такие моменты, как обязанность водителя по требованию сотрудника полиции выключить зажигание и вытащить ключ зажигания из замка. У нас это делается для чего: выключили зажигание, выключился видеорегистратор, чтобы водитель не мог фиксировать нарушение со стороны полицейского. В этом законе подобных норм очень много. Это делается не для того, чтобы бороться с пьяными водителями, а чтобы облегчить действия полиции. Законопроект из серии «подчиняйся, а потом обжалуй», – сказал юрист.