Дата 20 ноября 2019 года является знаковой: в этот день Владимир Зеленский полгода как вступил в должность Президента Украины. Еще в июле глава державы предлагал упростить получение пенсий для переселенцев и жителей оккупированного Донбасса, но этого не произошло. И, по прогнозам экспертов, вряд ли стоит ожидать каких-то перемен.
Новые невыполнимые обещания
Для начала стоит описать, как в целом выглядит единственная возможность для переселенцев получить пенсию. Согласно украинскому законодательству, украинцы, имеющие право на эту выплату и проживающие в ОРДЛО, должны регистрироваться как внутренне перемещенные лица в контролируемых правительством районах, сохранять там адреса проживания и физически пересекать линию разграничения не реже одного раза в 60 дней.
То есть, несмотря на погоду, состояние на КПВВ (бомбежка или обстрелы – никого это не волнует), состояние здоровья пенсионера, он вынужден каждые 2 месяца кататься через границу с ОРДЛО и проходить идентификацию. Если не успел, то пенсии лишают, и для ее восстановления потребуется очень много времени, денег и сил.
Естественно, данную систему нужно менять, и 9 июля Зеленский предложил Кабмину упростить процедуру идентификации ВПЛ для облегчения получения пенсии. Глава государства осведомлен о правиле «60 дней», поэтому посоветовал правительству расширить этот срок до 1 года.
«Давайте расширим возможность людям быть людьми. Мы предложили срок в один год. Хотя я очень надеюсь, что через год у нас не будет этой войны», — подчеркнул Зеленский.
Идея хорошая, но пенсии платить в ОРДЛО невозможно – так ответил Зеленскому глава МинВОТ Вадим Черныш на следующий же день, 10 июля.
«Это невозможно. Банков нет. Банки восстановить невозможно. Безопасность не может быть обеспечена. Требования по противодействию отмыванию денег обеспечить невозможно. Поэтому есть только одна схема. Как и сейчас, получать пенсию на карточки, выданные «Ощадбанком» Украины», — заявил Черныш.
Он отметил, что вопрос выплаты пенсий жителям в оккупации связан не только с банковской системой, но и с уплатой налогов.
«Пенсионный фонд не просто наполняется из воздуха. Вы же знаете, что «отжали» предприятия, которые до последнего момента еще и платили налоги … Предприятия, которые там работали до последнего дня, платили налоги в бюджет Украины», — отметил министр.
При этом министр, видимо, забыл, что нынешние пенсионеры всю жизнь платили налоги со своей зарплаты, чтобы получать пенсию, — и это было задолго до войны. Так что не ясно, должно ли быть их проблемой, что «отжали» предприятия».
А как на самом деле
«Пани б’ються, а у холопів чуби тріщать» — именно так можно описать реальную подноготную процесса получения пенсий для ВПЛ. Пока Зеленский и его свита решают, как упростить всем жизнь, пожилые украинцы из ОРДЛО умирают на блокпостах, умирают в обстрелянных автобусах и умирают под отделениями «Ощадбанков». Те же «счастливчики», которые получают законную пенсию, даже не спрашивают о задолженностях и стараются не спорить с властью – лишь бы пенсия не «слетела».
«Меня раз лишали пенсии, — поделился с корреспондентом ГолосUA пенсионер Александр. – Еле восстановил, ждал 4 месяца. Все это время – на валерьянке, а это еще и осень была. Было трудно».
У Александра – 30 лет подземного стажа в одном из маленьких городов Донбасса. Два года назад он перенес инсульт, а шахтная работа оставила последствия в виде больной спины. Оккупационные власти платят ему около 6 тысяч рублей пенсии — на момент 2014 года, когда «республики» перешли на рубли, украинские пенсии умножили на 2, и уже 5 лет их особо не пересматривают. То есть, если в 2014 году минимальная пенсия составляла примерно 1000 гривен, то до сих пор пенсионер в Л(Д)НР получает в месяц 2 тысячи рублей. Для справки: минимальная пенсия в той же России составляет 8846 рублей в среднем. Чтобы покупать лекарства и как-то выживать, нужно ездить в Украину.
«Пенсию у меня забирали один раз, в 2018 году. Я выполнял условия, ездил, но в августе мне внезапно сказали, что пенсия не положена. Я и запросы подавал, чтобы причину выяснить, и к адвокату обращался, – ничего не помогло. Только в конце декабря мне восстановили пенсию, и задолженность за это время накопилась тысяч в 20 гривен. Уже позже я узнал, что мне отказали в выплатах якобы потому, что я менял адрес, но это неправда. Задолженность так и не отдали, хотя больше года прошло, но я и так рад, что хоть текущую пенсию платят», — поделился собеседник.
Сегодня Александр продолжает ездить на украинскую территорию каждые 60 дней. Говорит, что хотел бы жить в Украине, но копеечная пенсия не позволяет снимать жилье, не говоря уже о питании и одежде.
Тем временем, задолженность растет
Около 34 миллиардов гривен — столько денег должны власти гражданам ОРДЛО. В эту сумму входят и социальные выплаты, и пенсии.
«Наиболее вопиющая ситуация сложилась с выплатой пенсий гражданам из числа ВПЛ, а также жителям неподконтрольных правительству Украины территорий. На 01.09.2019 года 259,6 тыс. пенсионерам ВПЛ не выплачена пенсия за прошлый период на сумму 8 096 623,4 тыс. грн. В среднем задолженность составляет по 31 тыс. грн на человека, а общая сумма не выплаченных пенсий пенсионерам, которые находились на учете в органах Фонда на территориях, которые на сегодняшний день временно оккупированы, в период с июня 2016 года по апрель 2018-го составляет 33,6 млрд грн», — написала уполномоченный по правам человека Людмила Денисова в своем Facebook.
В свою очередь, в ООН назвали свои цифры. По данным организации, более 560 тыс. человек из ОРДЛО не получают своих пенсий. Причина этому – бюрократия и неотлаженность в системе.
По мнению экспертов, несмотря на внимание ООН, ситуация с пенсиями вряд ли изменится.
«Новая власть обещала упрощение получения выплат для особенных категорий граждан, но этого не будет. До сих пор не предложены эффективные механизмы для разрешения этой проблемы. На КПП сохраняются огромные очереди. Ситуация в ближайшие несколько месяцев не улучшится. То, что на это обратила внимание ООН, не будет способствовать запуску механизма обеспечения выплат гражданам, проживающим на неподконтрольных территориях», — уверен политолог Денис Гаевский.
Такого же мнения придерживается и экономист Александр Охрименко.
«Новые власти – они много чего заявляют, но я в это не верю. Механизм для того, чтобы убрать очереди, для выплат, есть. При том, что еще пару лет назад этот механизм показывали. Но я так понимаю, что Порошенко из принципа ничего не делал, а эти то ли не умеют, то ли не хотят», — рассказал эксперт.
По мнению А. Охрименко, если бы для кого-то нужен был пиар, то получение пенсий для переселенцев упростили бы. Но пока что в этой «показухе» надобности нет.
«Не хватает политической воли», — подчеркнул эксперт.
Наконец, выплата пенсий может ударить по бюджету. Естественно, долг на момент разблокирования выплат еще неизвестен, и даже названные Денисовой 33-34 миллиарда гривен – очень условная сумма. Единственное, что власти знают: на момент 2014 года на временно неподконтрольной Украине территории Донбасса было зарегистрировано 1 млн 278 тыс. пенсионеров, и за 5 лет ситуация могла измениться. Но даже если принять условие, что сегодня переселенцам выплатят все долги, и задолженность действительно равна 33,6 млрд гривен, то это больно ударит по бюджету страны.
«Для сегодняшнего бюджета – это 3%, — рассказал в комментарии СМИ глава Института социальной экономики Людвига Эрхарда Олег Лиховид. — И немножко меньше, чем 20% от той суммы, на которую бюджет планирует дотировать Пенсионный фонд Украины. Понятно, что это ощутимая сумма для бюджета. То есть, если бы ее пришлось выплатить до конца года, то бюджет упал бы на колени».