Галина Акимова
13:07 27/04/2010

Первый удар: таможня прижала «брэндовую мафию»

Вот уже две недели, как в деловых кругах не устают обсуждать беспрецедентный рейд правоохранительных органов, инициированный новым руководством Гостаможни, на «святая святых» люксовой торговли – бутики швейцарских часов. Как известно, собственники бутиков не смогли предоставить следователям таможенные декларации, инвойсы, контракты с нерезидентами и поставщиками: престижный товар оказался банальной контрабандой. Или небанальной…

Напомним, что операция проходила в рамках борьбы с контрабандой элитных товаров. Ее результат оценивается в 200 млн. грн. Именно на такую сумму в четырех крупных столичных магазинах дорогих аксессуаров – «Вале де бижу» по ул. Б.Хмельницкого (ООО «Аекус»), Noblesse на Красноармейской (ООО «Часовая группа Г.М.Ф.»), «Галерея Нобле» и «Шопен» (ООО «Галерея Нобле») в «Мандарин-плаза», нашлось «бездокументарных» часов и драгоценностей. 

В частности в «Галерее Нобле» изъяли 195 наручных часов на сумму 74 млн. грн. и 270 ювелирных изделий стоимостью 24 млн. грн. В магазине «Вале де бижу» — наручных часов на 7,8 млн. грн. В «Шопене» и Noblesse «улов» потянул на 94,2 млн. грн. 

Уже известно, что главное управление Службы безопасности возбудило уголовное дело по факту ввоза контрабанды на территорию Украины. А ряд других брэндовых магазинов временно закрыли свои двери для богатых покупателей. На всякий случай. Как говорят в народе, «знає кішка чиє сало з’їла». 

Председатель Гостаможслужбы Игорь Калетник прокомментировал еще один успех своей стратегии тотальной борьбы с контрабандой лаконично. «Мои слова с делом не расходятся». 

В деловых кругах, напротив, ситуацию наотрез отказываются комментировать. И это не удивительно. Фактически Калетник стал первым высокопоставленным чиновником, который открыто пошел против «брэндовой мафии» и, более того, сумел консолидировать для этого усилия других правоохранительных органов. 

Как нам удалось узнать, именно Гостаможня предложила коллегам-силовикам запустить механизм, образно говоря, борьбы с отмыванием контрабандных товаров. Т.е., как и в борьбе с отмыванием денег, начать с обратного: не дать возможность продать брэндовую контрабанду на внутреннем рынке. С этой целью Игорь Калетник в конце марта обратился в Минфин с письмом, в котором предлагал разработать соответствующий документ.

И тут самое время сделать небольшое отступление. Удивительная штука – в стране кризис, многие предприятия тотально убыточны, политики декларируют весьма скромные доходы и при этом кичатся часами, ценой в десятки тысяч долларов. Часы и автомобиль – «одежка», по которой бизнесмены, депутаты и чиновники встречают друг друга.

Понятно, что дорогие покупки где попало не совершаются. И любой желающий предприниматель вряд ли сможет выйти на рынок часов «Вашерон Константин» и быстро там раскрутиться. Ведь классические маркетинговые ходы (реклама, скидки, акции) – тут не действует. Элитные приобретения – процесс конфиденциальный, эксклюзивные вещицы привозятся под заказ, по знакомству. Поэтому главную роль в сбытовой политике таких бутиков играют связи и наработанная годами «крутая» клиентура. Эти же факторы многие годы обеспечивали «придворным торговцам» своего рода «охранную грамоту» от вторжения на их территорию правоохранительных и налоговых органов. 

Как иначе объяснить тот факт, что официально в Украину за годы независимости практически ни разу не ввозились наручные часы таможенной стоимостью в десятки, а то и сотни тысяч долларов. Но в продаже они есть, и на запястьях сильных мира сего явственно присутствуют. В чем же секрет? 

А секрет в том, что часы – не трактор и не станок. Их легко сложить в сумку и пронести через таможню. Кто может позволить себе такой «проход»? Лица, которые по закону не подлежат таможенному досмотру: дипломаты, народные депутаты (!) и т.д. 

Неужели, скажете вы, СБУ, МВД, налоговая милиция и прокуратура, за годы существования подобной схемы не догадывались, что отдельные народные избранники подрабатывают подобным образом? Конечно, все это уже давно отследили. Тем более, что проверить все это технически не сложно. Берем «Breguet». Забиваем в базу его данные и узнаем, какой мастер, когда и где в Швейцарии его изготовил. Дальше не трудно узнать, где часы продавались и когда были куплены (и даже — кем). Но, как сказано нами раньше, налаженные связи торговцев (а, по сути, контрабандистов) с людьми от власти обеспечивали процветание и неприкосновенность подобному бизнесу. 

Есть еще один фактор – воля руководителя. Кадры, действительно, решают все, и не Сталин первым это заметил. Совершенно очевидно, что много лет для полномасштабной борьбы с контрабандой высоким начальникам не хватало духу. Каждый думал о карьере, о своем будущем, опасался окрика свыше и потому не лез в те осиные гнезда, где, как заранее было известно, можно серьезно пострадать. 

Игорь Калетник в этом плане – товарищ «безбашенный» (в хорошем смысле слова). «Меня три раза увольняли со всех должностей и я этого не боюсь, — сказал нам председатель Гостаможни. – Я хочу показать, что коммунист Калетник – эффективный администратор, менеджер, государственным чиновник, который сумел стать нормальным партнером бизнеса и помог ему поменять идеологию Т. е. зарабатывать, но не обворовывать при этом государство…». 

Видимо поэтому, главный таможенник страны не боится взять ответственность на себя, что позволило ему поставить под знамена борьбы с контрабандой остальных силовиков. Действительно, если коррупционные связи перевесят (а от этого в нашей стране зарекаться не стоит), на кого, прежде всего, укажут, как на главного в «антиконтрабандной упряжке» — на Калетника. Но отступать ему некуда, позади – бюджет. 

Как известно, успех Виктора Януковича как Президента и Николая Азарова как главы правительства во многом зависит от выполнения предвыборных обещаний. Они в свою очередь трансформировались в конкретные статьи бюджетных расходов. Но бюджет очень хрупок и даже харьковские соглашения с новой ценой на газ не сделали его ощутимо сбалансированее. 

Специалисты понимают, что выжать из реального сектора намного больше налоговых поступлений не удастся. А вот таможня, избавленная от контрабанды, способна дать значительные привес. Сразу после своего назначения, на ставшем уже знаменитым рабочем совещании, Игорь Калетник обозначил рубеж: увеличить поступления в госбюджет, возможно ,на 20 млрд. грн. Это собственно и есть его секретный «бронежилет». 

«За Калетника говорят цифры, — поясняет высокопоставленный источник в правительстве. – У него один шанс – выходить и показывать: я обещал и я это сделал. Пока ему удалось, несмотря на саботаж «серых импортеров», на четверть поднять уровень средней стоимости одного растаможенного контейнера. Следующим шагом он должен показать «брэндовой мафии», что их высокая защита не действует и его карт-бланш сильнее. Тогда те, кто никогда не платил, испугаются и начнут платить. И рейд по бутикам – это только первый шаг, показательный для обеих сторон: и таможни, и бизнеса…».  />   
«У нас в Украине много магазинов, где продаются дорогие брэндовые вещи: обувь, одежда, сумки, часы, драгоценности, — поясняет Игорь Калетник. – Дорогая итальянская обувь оформляется максимум по 30 долл. за пару. Но, как ты проверишь, сколько пар оформлено, а сколько прошло по серым схемам? Это же не массовый товар, а «штучный»: один контейнер завезли и все дорогие магазины заполнены. Точно так же с брэндовыми вещами, ювелирными украшениями, часами. Объемы малые, схемы давно набитые. Одна таможня не поломает эту схему. Тут должна работать система, все правоохранители: МВД, СБУ, прокуратура, налоговая.

Основанием для реализации товара в магазине должен быть документ, который в любом случае подтверждает легальность ввоза товара и уплаты налога. И он показывает таможенную декларацию, где написано: сколько тот или иной товар стоит. Их спрашивают: почему же часы, которые стоят 10 долл., вы продаете по 50000 грн? Давайте мы вам досчитаем налог на прибыль…». 

Кстати, о прибыли. Не поленившись, по своим каналам, мы пробили собственников попавшихся на контрабанде бутиков. Некоторые имена оказались знакомыми (кое с кем Виктор Ющенко, например, незадолго до отравления обедал на даче), другие – не на слуху. Но вот, что забавно: почти все хозяева «часового бизнеса», даже известные своим большим достатком бизнесмены, зарегистрированы как… плательщики единого налога. Т.е. мелкие, бедные предприниматели. И тут явное поле для работы уже не таможни, а специалистов по борьбе с уклонением от уплаты налогов…

 

Читайте также по теме