Петриковская роспись: потеряем — заплачем?

Еще несколько десятилетий назад во многих  украинских семьях скромным, как тогда казалось, украшением интерьера служили деревянные расписные тарелки или плошки, шкатулки с яркими чудо-цветами и птицами. Сегодня, когда Петриковская роспись оказалась на грани исчезновения, а единственный завод по ее изготовлению на Днепропетровщине порезан на металлолом, вдруг пришло осознание – все эти плошечки-тарелочки являются предметами народного искусства, достойными парижских салонов. Вот только дальнейшая судьба Петриковки пока так и остается туманной.

Немного истории

Петриковская роспись — декоративно-орнаментальная живопись, сформировавшаяся на рубеже ХIХ-ХХ вв. на Днепропетровщине. Название ее происходит от села Петриковки. Она представляет собой особую страницу  фольклорного пластически-пространственного искусства — крестьянской домашней стенописи и отделки архитектуры резьбой. Имена петриковских художниц Татьяны Паты, Анны Павленко, Надежды Белоконь, Оришки Пилипенко навсегда вошли в реестр выдающихся народных мастеров Украины. Их дело продолжили Марфа Тимченко, Федор Панко, Василий Соколенко, Зоя Кудиш и, наконец, появилось последнее поколение петрикивчан, среди которых следует назвать супругов Пикуш и Зинчук, Наталью Рыбак, Владимира Падун, Елену Васильеву.

В 1958 году по инициативе Федора Панко была создана фабрика Петриковской росписи. В советское время на фабрике работало около полутысячи человек. Петриковския тарелки, копилки и прочие сувениры были визиткой Украины, их экспортировали в 80 стран мира. На сегодняшний день около 200 местных жителей разрисовывают тарелки у себя дома.  Существует и центр народного искусства, в котором работают четыре десятка мастеров.

Хроника уничтожения

«В предпоследнее воскресенье июля 2011 года в Днепропетровской области уничтожили фабрику «Петриковская роспись», на которой в течение полувека изготавливали расписанные вручную сувениры. Неизвестные демонтировали станки и прессы. Мастера говорят — уникальное оборудование восстановить невозможно», – сообщили новостные ленты и телеканалы.

В воскресенье работники бывшей фабрики увидели, как неизвестные демонтируют прессы в цехе заготовок. Рабочие говорят — поражены масштабами разрушений. Станислав Маркияненко, бывший пресовщик  госпредприятия «Петриковская роспись» рассказал: «Мы работали и могли бы работать, если бы не натворили этого. Остановились, потому что была отключена электроэнергия, а сегодня, входя в цех, я вижу —  кабели вырезаны , обесточено все предприятие».

Сейчас представители  правоохранительных органов выясняют, кто именно демонтировал оборудование.  По словам начальника Петриковского районного отдела милиции Александра Гриценко, заявление о разрушении предприятия зарегистрировано, работает оперативно-следственная группа, ведутся поиски его руководителей. Телефоны в киевском офисе молчат.

Районная же власть утверждает — предприятие не работало по профилю уже десять лет, его продукция не пользовалась особым спросом. «Данное предприятие не используется по назначению с 2001 года, а в 2001 по 2008 году сдавалось в аренду под изготовление продукции, не связанной с Петриковской росписью», — сообщил голова Петриковской районной администрации Владимир Муха. Чиновники убеждены — демонтаж фабрики не повредит вековым традициям петриковской росписи.

Петриковка – перспективы и значение

«Что касается Петриковки – наблюдается просто удивительная «официальная позиция»: мы ждем, пока она умрет, а потом будем ее возрождать? Это просто неразумно. Иногда слушаешь людей и не понимаешь – они вообще задумываются над тем, что говорят?», — рассуждает певица и художница Анжелика Рудницкая.

Осенью Анжелика Рудницкая планирует организовать выставку Петриковской росписи в Париже. По мнению художницы, безусловно, Петриковка сохраниться практически в любых условиях — как технология, техника. Люди увлеченные, живущие искусством Петриковки будут по-прежнему создавать эти уникальные вещи. Но в каком количестве, в каких масштабах? Сможем ли мы экспортировать их творения во многие страны мира? И сможет ли каждый турист, приезжающий в Украину, даже на «Евро-2012», увезти отсюда сувенир, натуральный,  деревянный? Или просто пластмассовый магнитик, сделанный в Китае, с имитацией каких-то украинских тем? «Если мы хотим, чтобы и Петриковку пластмассовую штамповали в Китае, то все, что сейчас происходит в стране – очень правильно», — подчеркнула А. Рудницкая.

decoding="async" alt="" src="/assets/img/blank.jpg" />

По ее словам, о чем бы не шла речь – о Днепропетровщине, Петрикивке или Щекавице в центре Киева, Музее истории столицы – необходимо их защищать и возрождать. «По-моему, мастера, которые работали на этом производстве, должны были бы бунтовать еще десять лет назад. А сейчас, возможно, кто-то и вмешается, но надежды на это чрезвычайно мало», — резюмировала мастерица.

Не вызывает сомнений, что Петрикивская роспись может стать успешным бизнесом, особенно в преддверии «Евро-2012». Многие туристы стараются привезти из путешествий произведения народного творчества, что-то этническое, то, что отражает традиции и душу народа. Поэтому стоит задуматься — что отражает украинскую душу сегодня?

Читайте также по теме