Создание Службы финансовых расследований предусмотрено меморандумом с МВФ. И хотя кредитов фонда не хватает даже на возврат долгов, власти, по экспертному мнению, под предлогом кредита, стремятся получить контроль над политическими оппонентами, бизнес-конкурентами и простыми гражданами.
Дебет и кредит
Кабинет министров готовит законопроект о Службе финансовых расследований- заявил премьер-министр Владимир Гройсман.
«Мы хотим отменить существование таких служб, как налоговая милиция — она будет в стадии ликвидации, подразделение национальной полиции и экономическое подразделение СБУ»- пояснил глава правительства.
Ликвидация налоговой милиции предусмотрена меморандумом с МВФ. И Международный валютный фонд подтвердил, что рассмотрит предоставление Украине очередного транша макроэкономической финансовой помощи на заседании совета директоров 20 марта. Речь идет о предоставлении 1 млрд. долларов.
Но в НБУ сообщают, что страна обязана выплатить 12,5 млрд долларов по внешнему и внутреннему долгу в 2017-2019 годах. Об этом сообщил заместитель главы Национального банка Олег Чурий, отметив, что сотрудничество с Международным валютным фондом крайне важно для продолжения структурных реформ в Украине, а также для пополнения международных резервов. Так, экономист Александр Охрименко отмечает, что из 15,5 миллиарда резервов – «чистые золотовалютные резервы Украины составляют 4 млрд. долларов (как правило, это депозиты в США и госооблигации США — ред). Остальные деньги — взяты в долг.
Эксперты полагают, что новые транши заимствований у МВФ нужны для погашения старых кредитов, но сомневаются, что денег хватит.
«Положа руку на сердце, надо честно сказать, дефолт Украины неизбежен»- признает директор Института развития экономики Украины Александр Гончаров. Он полагает, что недолго осталось ждать очередного мощного витка девальвации гривны.
А тот 1 млрд. долларов кредита МВФ , который Украина ожидает получить к концу марта, по словам эксперта будет использован на прямое финансирование дефицита бюджета и на поддержку платежного баланса.
Вопреки расхожему мнению, транш МВФ не укрепляет курс гривны и не служит сигналом для иностранных инвесторов. Ведь в 2014-2016 годах Украина получила от МВФ 12,5 млрд. долларов кредитных траншей. Столько же, сколько за 23 предыдущих года независимости.
При этом курс гривны обвалился с 8 до 27 грн/$, а иностранные инвестиции сократились почти в десять раз. Так в 2011-2013 годах среднегодовые прямые иностранные инвестиции составляли более 6 млрд. долларов в год, ав 2014-2016 около 700 миллионов.
Жизненный уровень украинцев упал, и по данным Всемирного Банка, ВВП Украины на душу населения снизился с 4030 долл. до 2115 долл. Александр Гончаров считает симптоматичным закрытие 130 тысяч физлиц-предпринимателей.
«Не схлопнули они свой бизнес, а просто ушли в «тень». Почему? Потому что крупные чиновники, занимающие сегодня высокие кабинеты во власти, просто их всех передавили»- утверждает он.
По данным официальной статистики, тенизация экономики на 1 января составляла около 40%, а по экспертным оценкам в тени может находиться до 70% украинской экономики
Бой с тенью
В ГФС анонсировали проверки уже закрытых физических лиц-предпринимателей, которые закрылись в конце декабря 2016 — начале января 2017 года после внесения изменений в законодательство относительно уплаты единого налога. Об этом заявил глава ГФС Роман Насиров, который был задержан следователями Национального антикоррупционного бюро (НАБУ) по подозрению в коррупции.
Примечательно, что НАБУ было создано по требованию Международного валютного фонда и при поддержке США. А теперь МВФ поддерживает создание в Украине Службы финансовых расследований.
«С такой поддержкой со стороны МВФ, а также технической помощью со стороны Налоговой службы и министерства финансов США, мы сможем запустить очень сильную Службу финансовых расследований»- заявляет министр финансов Александр Данилюк.
Согласно ранее обнародованному меморандуму с МВФ новая служба будет создана дляэффективного выявления незадекларированных доходов.
Для этого, в частности, планируется введение косвенных методов.
«Мы предоставим Государственной фискальной службе (ГФС) право использовать косвенные методы оценки, чтобы выяснить правильность обязательств каждого налогоплательщика по налогам и социальному страхованию», – указывается в меморандуме, который ранее заключили с МВФ Президент Петр Порошенко, премьер Владимир Гройсман, министр финансов Александр Данилюк и глава НБУ Валерия Гонтарева.
Теперь, для того чтобы оценить объемы налоговых обязательств, можно будет использовать, например, показатели затраченной электроэнергии, прибегать к разнообразным источникам: начиная от сведений, полученных от соседей о понесенных расходах и заканчивая информацией, поступившей от финансовых учреждений.
После национализации «ПриватБанка» с 20 миллионами клиентов, его база данных находится в законном распоряжении государства. В частности, клиентами банка являются: 500 тысяч физических лиц-предпринимателей, 600 тысяч предприятий. А 3,6 миллиона работников получают зарплату через «ПриватБанк», в частности: 2.2 миллиона работников бюджетных учреждений и 1.4 миллиона работников коммерческих организаций.
Заниматься сбором информации косвенными методами , согласно меморандуму с МВФ, будет новое ведомство, которое создадут в Минфине вместо налоговой милиции. Орган будет заниматься расследованием финансовых и экономических преступлений, в том числе, связанных с налогообложением, не ущемляя при этом компетенцию НАБУ.
А Национальное антикоррупционное бюро в свою очередь до конца ноября получит право самостоятельно снимать информацию с каналов связи («прослушка», перехват сообщений, доступ к компьютерным системам , контроль корреспонденции- ред. ) и проведения следственных действий под прикрытием.
Государственный бюджет на 2017 год предусматривает 11,5 млрд гривен поступлений от конфискации коррупционных средств. Эта сумма несопоставима с обязательствами по выплате долгов. А новые органы с новыми полномочиями настораживают экспертов.
Так, глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак не верит, что при нынешней политической и бизнес-элите может быть создана по-настоящему независимая служба финансовых расследований.
«При действующей политической элите такая служба может стать лишь мечом, который будет расправляться с политическими оппонентами и бизнес – конкурентами», — сказал он.
Экономист Всеволод Степанюк отмечает: «У нас, как только создается какой-то государственный орган, он сразу превращается в политический. Новая силовая структура, как правило, занимается политическими оппонентами … Это мы видим по работе антикоррупционных органов».