Наше общество живет в сложную эпоху: пандемия, затяжной политический и экономический кризис, внешнее управление… и все это вперемешку с реформами, идеи которых взрывают сознание людей и после внедрения которых общество попадает в ловушки, расставленные «доброжелательными кредиторами».
Именно под видом реформ с нарастающей силой в последние годы происходят нарушения Конституционных прав и свобод граждан Украины в области образования.
Хотелось бы напомнить, что Украина как социальное государство, должна заботиться о своих гражданах и обеспечивать им максимальные условия для развития и реализации своих способностей, с целью сделать в будущем жизнь каждого человека успешной (ст.1).
В то же время государство максимально дистанцировалось от решения каких-либо вопросов и ответственности за возникающие проблемы. Среди них:
— лишение социальной поддержки многодетных, бедных семей, для детей которых бесплатное питание в школах часто было единственной возможностью иметь завтраки и обеды. Поэтому первоочередным заданием власти должно стать задание обеспечения полноценным бесплатным питанием учащихся;
— нарушения прав получения образования социально незащищенных школьников в условиях дистанционной формы по причине отсутствия у них технических средств обучения (к этому необходимо добавить проблему частого отключения света в населенных пунктах). Так и складывается матрица реального качества школьного образования;
— разделение воспитательной и образовательной функций в учебном процессе школы и возложение ответственности за воспитание ребенка только на семью. В результате их перебирают на себя общественные организации с политическим контентом деятельности, в том числе, военизированные формирования (о чем неоднократно сообщают СМИ);
— отсутствие контроля за информационной средой, которая окружает наших детей и влияет на формирование у них моральных ценностей, навыков гуманного общения. В первую очередь, речь идет о доступном для детей контенте интернета и социальных сетей и т.д.;
— полная демотивация учителя, лишенного социальной поддержки государства и условий для карьерного роста. Профессиональное развитие педагога не предполагает его участие в выборе продуктивных образовательных нововведений в силу глубокой цензуры его деятельности;
— либерализация требований к открытию частных дошкольных учебных заведений, утвержденная правительством, способствовала привлечению к работе с малышами людей без специального образования и позволила на местах нарушать санитарно-гигиенические нормы, игнорировать психолого-педагогические закономерности развития детей и особенности их подготовки к школе. Очевидно, благодаря такой либерализации и было создано 13 тыс. дополнительных мест в детских садах (из отчета Министра за 2020 г.). При этом Основной Закон Украины дает право ее самым маленьким гражданам, в первую очередь, получить дошкольное образование как государственную заботу, а не как услугу материального характера.
Важно отметить, что «государство обеспечивает доступное и бесплатное образование: дошкольное, полное среднее, профессионально-техническое, высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях». При этом «полное среднее образование является обязательным» (ст.53).
При этом антиреформаторы последних лет постоянно нарушают наши права, в том числе, данные ст.10 Конституции Украины, которая с провозглашением украинского языка как государственного «гарантирует (нам, гражданам страны!) свободное развитие, использование и защиту русского языка, других языков национальных меньшинств Украины».
Тем не менее, МОН Украины в этом учебном году закрыло все (!) учебные заведения с русским языком обучения. По последней информации СМИ, в страну запрещено ввозить книгу М. Булгакова «Мастер и Маргарита». Очевидно, что образы гениального киевского писателя, заслужившие мировое признание, не вписываются в современную политику образования. Можно еще запретить музыку С. Рахманинова и П. Чайковского, живопись И. Репина и К. Брюллова, и многих других. Ведь они тоже раскрывают русскую ментальность. Хотелось бы напомнить, что ст.24 Основного Закона утверждает равные права и свободы граждан: «не может быть привилегий или ограничений по расовым, религиозным… признакам и, в том числе языковым».
Только защита этих прав и свобод позволит нашим детям приобщаться к ценностям культуры мирового уровня, повышать воспитательный потенциал образования и не продолжать тонуть в бессмысленных и примитивных текстах современных украинских хрестоматийников.
Согласно ст.15 Конституции, «в основе общественной жизни Украины лежит идеологическое разнообразие. И ни одна идеология не может признаваться государством обязательной».
Это, прежде всего, касается вопросов участия гражданского общества в проведении реформ. Именно создание таких организаций осуществлялось с идеологической направленностью и при финансовой поддержке «зарубежных доброжелателей». Действия таких гражданских сообществ стали разрушительными для образования нашей страны. Поэтому мы должны понимать ограниченность общественных организаций профессионально оценивать образовательные новации, внедрение продуктивных реформ и ответственность за их результаты. Убеждена, что образованием (как и любой другой сферой деятельности) должны заниматься профессионалы: педагоги, психологи, методисты, ученые, управленцы в сфере образования. А решения должны принимать политики на основе рекомендаций специалистов.
Известно, что идеологизация обучения очень влияет на жизнь в классе, на формирование у детей ценностной основы бытия. Более того, идеология ставит образование (социально важную сферу!) в состояние необходимости постоянных изменений: приходит новое правительство – меняется политика образования. Таким образом, граждане Украины должны понимать безысходность и неперспективность идеологизированного подхода в образовании и категорически ограничить вмешательства непрофессиональных сообществ в процессы реформ.
Результатами нарушения Конституции Украины стало:
— утверждение псевдообразовательной диктатуры на основе идеологически выстроенной образовательной политики;
— нарушение принципа доступности к образованию и его качество;
— создано коммерческий экстремизм под названием «дистанционное образование»;
— формирование класса «маргинализированного поколения»;
— сокращение каждого пятого учителя; профессиональная усталость педагогов;
— слабый профессиональный уровень руководителей образования, многих педагогов и ученых;
— отсутствие интереса политиков к образованию и общественных дискуссий по этим вопросам;
— пассивность общества и профсоюзов.
Почему все это происходит? Неужели во власть постоянно приходят люди, которые ничего не понимают?
Очевидно, что причин несколько. Первая состоит в том, что в реформах, в том числе и образовательных, заинтересованы зарубежные партнеры. А представители украинской власти проявляют интерес лишь к их финансовой поддержке. Известно, что документы, сопровождающие реформы: законы, методические рекомендации, мониторинговые отчеты, а также процессы внедрения осуществляются при зарубежной финансовой поддержке. По причине отсутствия соответствующих знаний, наша сторона всегда выступала лишь техническим исполнителем их требований.
Внедряя разрушительные реформы, представители власти далеки от мыслей о государственных интересах страны: им кажется, что гуманитарный кризис не коснется их детей… А жаль…
Вторая причина состоит в отсутствии (или необъективности) контроля и оценивания процессов и результатов со стороны центральных органов государственной власти. Таким образом нарушается логика управления. Организаторы внедрения реформ не владеют (совсем!) знаниями о функциональных обязанностях каждого уровня образования.
Как защитить свои права, и кто должен ответить за разрушительные реформы образования?
Сегодня эти вопросы должен задать себе каждый гражданин Украины. Быть активным и защищать свои права и свободы – это не только наше право, но и наша обязанность перед детьми и будущим страны (ст.55 Конституции Украины).
Людмила Ващенко — директор Центра экспертизы образовательных реформ, доктор педагогических наук, профессор.