В Украине в последние месяцы резко выросла стоимость бензина и дизтоплива. Поэтому заправлять своего «железного коня» для многих – уже непозволительная роскошь. Владельцы сетей АЗС объясняли происходящее падением курса гривны. К тому же, аналитики топливного рынка уверяли, что кроме роста стоимости нефти, ничто подхлестнуть процесс подорожания бензина не может. Но с приходом июля оказалось: на цене бензина не прочь «нагреть руки» и украинские чиновники. Похоже, очередной рывок цен – лишь вопрос времени. А там, как водится, «подтянутся» и цены на все товары и услуги.
В начале первого месяца лета на стоимость топлива, отпускаемого украинскими бензоколонками, «давила» не одна слабнущая из-за кризиса в стране гривна.
«Уже две-три недели держится завышенная цена на нефть, спровоцированная информационными спекуляциями вокруг иракской проблемы. Там, как известно, возобновились боевые действия. Существует вероятность того, что экспорт нефти из Ирака, который сейчас достаточно велик, сократится. В принципе, нет других оснований утверждать, что существует еще какая-то опасность подорожания бензина в рознице. В то же время, Саудовская Аравия способна компенсировать все недостающие объемы нефти», — успокоил тогда в комментарии ГолосUA заместитель директора научно-технического Центра «Психея» Геннадий Рябцев.
В то же время, по словам эксперта, ситуация на рынке топлива искусственно «подогревалась».
«Это все информационно «подогревается» спекулянтами. В результате, если нефть была порядка 108-110 долларов (за баррель – ред.), теперь она стоит до 115 долларов. Безусловно, кардинального повышения цен не должно произойти», — заверил он автолюбителей.
При этом, правда, отметив, что владельцы сетей АЗС попытаются компенсировать потери на захваченном военными действиями Востоке.
«Донецкая область – лидер по количеству автозаправок, опережает Киевскую чуть ли не вдвое. И здесь трейдеры попали в нехорошее положение: с одной стороны, у них снижается доходность бизнеса, с другой – они не могут серьезно поднимать цены. Это может привести к большому сокращению потребления. А оно уже и так происходит, Даже если не учитывать Крым, в мае, самом показательном месяце года, бензина стали реализовывать меньше на 20%. Это приведет к тому, что трейдеры будут пытаться всеми силами удерживать цены на нефтепродукты, поскольку их повышение может вести к обвальному сокращению спроса», — пояснил он.
Поэтому ожидалось лишь «точечное» подорожание бензина. То есть, восполнить убытки трейдеров суждено было, в первую очередь, жителям богатой Киевской области, а за ними – и приморским Одессе и Николаеву, Львову, куда хлынул поток лишенных этим летом Крыма туристов.
Но, как гласит украинская пословица, «не все так сталося, як гадалося». Украинские чиновники, так и не научившись работать, по-прежнему «хотят кушать». Иных выводов, ввиду складывающейся на рынке ситуации, попросту не возникает.
Судите сами: еще в 2013 году постановлением Кабмина был принят технический регламент качества нефтепродуктов. Он вступил в силу ровно через год, 10 июля 2014 г., как это и планировалось. Результат действия документа обескуражил даже видавших виды трейдеров: получить лицензию, выдаваемую единственным центром лицензирования, стало практически нереально. Результат – многодневные очереди и «зависшие» на границе сотни вагонов, опасность дефицита топлива и — значительного роста цен.
Кому же выгоден такой «шторм» на рынке?
«Если раньше сертификация стоила 2 тысячи гривен, то сейчас — 13 тысяч гривен, в государственной лаборатории. И, конечно, за все это заплатят потребители. Не говоря уже о том, что чиновник может выдать сертификат или отказать в этом. Получается – это очень серьезный рычаг давления на бизнес, порождающий коррупционные риски», — пояснил директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.
Возможно, не только корыстные интересы, но и недальновидность представителей власти сыграла с рынком эту злую шутку. «Их (чиновников – ред.) предупреждали о том, что будет такая ситуация, что это остановит рынок. Но в ответ мы слышали: «Нет, он не остановится». И пока он не остановился – никто в это не верил», — подчеркнул директор «А-95».
Как рассказал Сергей Куюн, ситуацию временно удалось «разрулить».
«На днях в Минэнергоугле было проведено большое совещание, на котором «всем миром», и трейдеры, и чиновники вместе, вышли из этой ситуации, дали разъяснение в таможню. Фактически, министерство отменило свое предыдущее распоряжение о порядке сертификации топлива. Поэтому — все разблокировалось. Но прецедент есть», — сказал он. Далеко не оптимистически отметив при этом: «Остается лишь надеяться, что через два месяца подобное не повторится».