Андрей Кислов
09:00 13/12/2021

Подорожание проезда в Киеве: Кличко хочет субвенций

Мэр Виталий Кличко говорит, что правительство не выполняет меморандум, и не компенсирует столице расходы на отопление, поэтому, дескать, киевские власти поставлены перед выбором: либо увеличивать плату за коммуналку, либо повышать тариф на проезд. Эксперты видят политическую подоплеку.

«Отложить на следующий год»

Мэр Киева Виталий Кличко анонсировал повышение цен на проезд в общественном транспорте столицы после окончания отопительного сезона. А пока Киевсовет рассмотрит выделение 500 млн гривен как дотацию на тариф на проезд в коммунальном транспорте для Киевпасстранса и Киевского метрополитена.

Напомним, 16 ноября сообщалось, что тариф на проезд в коммунальном транспорте Киева вырастет с 8 до 20 гривен, а для владельцев карты киевлянина он будет стоить 12 гривен. Но на следующий день мэр Виталий Кличко заявил: повышения не будет, решения такого нет. И вообще – требуется процесс публичных консультаций.

После, 2 декабря, Кличко сообщил, что для владельцев карты киевлянина проезд будет стоить 12 гривен, «а если человек решил один раз проехать, мы можем рассматривать цену до 20 гривен». В СМИ уточнялось, что проезд будет по 12 гривен, а сумма в 20 гривен — это «для туристов».

Но на самом деле по 20 гривен проезд будет для всех незарегистрированных в столице лиц, ведь «Карточка киевлянина» выдается по обращению граждан, которые зарегистрированы в Киеве. Ее также могут получить не киевляне, если они официально трудоустроены в городе. Жители Киевской области, по словам Кличко, смогут приобрести проездной билет, на котором стоимость одной поездки составит 14 гривен. Происходить подорожание будет не с 1 января, как анонсировалось ранее, а после окончания отопительного сезона.

Примечательно, что первое сообщение о подорожании проезда совпадало с информацией о том, что правящая партия «Слуга народа» планировала рассмотреть в Верховной Раде законопроект о столице. Документ, в который было внесено более 900 поправок, собирались принять во втором чтении. Однако, рассмотрения не было.

По информации экс-председателя Комитета избирателей Украины Александра Черненко, у власти не хватает голосов для голосования, поэтому обсуждается вариант отложить рассмотрение этого вопроса на следующий год.

«Со снятием Кличко с поста главы государственной администрации города (КГГА), а закон, по сути, об этом, могут возникнуть проблемы. «Слуги» понимают, что Кличко — не Разумков, которого отставили с первого раза. Здесь так просто не получится. Сам Кличко вооружился выводами Совета Европы, решениями Конституционного суда Украины и настроениями киевлян», — отметил в СМИ Черненко.

«Может привести к социальному напряжению»

Основная цель законопроекта о столице – разграничить полномочия городского головы и главы КГГА. Сегодня обе должности занимает Кличко, ведь, по действующему законодательству, избранного мэра Киева назначают и руководителем КГГА.

По новому же закону, Киевсовет получит свой собственный исполком, которым будет руководить Кличко. Законопроект также предусматривает, что мэр Киева останется председательствующим в Киевсовете и возглавит новый исполнительный орган.  А глава КГГА станет исключительно представителем государства, который будет следить за соблюдением законов местными властями. Нового председателя КГГА, после принятия закона, назначит Президент Владимир Зеленский. И это будет не Кличко, поскольку, по законопроекту, мэр не может занимать данную должность.

СМИ поспешили сообщить, что кандидатом выступает нынешний министр развития общин и территорий Алексей Чернышов. Писали, что парламентариям, дескать, поставлена задача «закрыть вопрос» с законом о столице до Нового года. Таким образом новые цены на проезд могли появиться аккурат к приходу нового главы КГГА. Политолог Андрей Золотарев предположил, что окружение мэра «закладывает политическую мину» с помощью подорожания проезда: «а потом, наверное, скажет – вот видите, какие последствия принятия закона о столице».

Кстати, Кличко лично заявлял: «Разрушение вертикали управления городом может привести к социальному напряжению, к неэффективной работе коммунальных предприятий. А зимой это может иметь большие последствия». А законопроект, по словам мэра, нарушает Конституцию: статьи 140, 146, в которых речь идет о правах местного самоуправления.

Теперь, как говорит Александр Черненко, голосов за закон не хватает, из-за опасений нардепов. «Какой бы активной ни была сегодня работа по принуждению к голосованию, даже самые конвертные «слуги» понимают, что быть оштрафованным на одну зарплату — менее опасно, чем проголосовать и уйти под статью, когда власть изменится», — рассудил он.

«Из-за долгов центральной власти»

В Совете Европы считают, что при доработке законопроекта о столице предыдущие рекомендации были учтены лишь частично, доработанный законопроект не полностью соответствует Европейской хартии местного самоуправления.

1 декабря законопроект о столице раскритиковал и специальный посланник правительства Федеративной Республики Германии по вопросам децентрализации в Украине Георг Мильбрадт. Он считает, что в законе «есть ряд моментов, которые не учтены и должны быть доработаны».

На следующий день Кличко сообщил, что в Киеве до конца отопительного сезона не будут пересматривать тарифы на проезд. При этом он упомянул, что значительно выросли цены на энергоносители, которые являются главной составляющей тарифа, а центральная власть не помогает. А в этой ситуации приходится постоянно дотировать коммунальный транспорт, и только в этом году дотация на транспорт составила 4,5 млрд гривен из городского бюджета.

Эксперты отмечают, что общественный транспорт дотируют в любом крупном городе мира. «Тариф – это вещь политическая. Он в любом городе мира является политическим. Как правило, перевозка пассажиров является общественно важной услугой. На ней не зарабатывают, город всегда платит дотации за общественно важную услугу», — говорит эксперт по транспортному планированию Дмитрий Беспалов.

Впрочем, Кличко, заявляя о необходимости подорожания, оставляет поле для шагов со стороны центральной власти. Дескать, он понимает, насколько острым является вопрос стоимости проезда. «Вынесен он пока только на обсуждение. Это – проект, а не принятое решение», – уточнил Кличко.

Но «из-за энергетического кризиса и постоянных долгов центральной власти перед городом» городская власть поставлена перед выбором: либо увеличивать цифры в платежках за коммуналку, либо повышать плату за проезд. Мэр назвал требуемую сумму: «Чтобы не повышать тарифы на отопление и горячую воду для киевлян, городские власти уже компенсировали из столичного бюджета более 2 млрд гривен.  Правительство обещало компенсировать эти расходы, но сегодня не выполняет условий меморандума».

Отметим, что коммунальные платежи были оговорены в меморандуме, по которому государство обязалось финансово поддерживать расходы общин на тепло с четвертого квартала 2021 года, выплачивая соответствующую субвенции.

Читайте также по теме