Накануне эмир Катара Тамим бин Хамад аль-Тани официально объявил о реализации Дохой сразу нескольких крупных экономических программ со странами Евросоюза и Латинской Америки. Кроме того, в начале октября эмират подписал военное соглашение с Кувейтом и Бахрейном о совместных учениях в Персидском заливе, а также приобрел у России зенитно-ракетный комплекс С-300. Таким образом, дипломатическая блокада, в которой Катар пребывал на протяжении последних пятнадцати месяцев, фактически была сведена «на нет». По мнению экспертов, отныне Доха вновь будет играть главные роли в мировой политике и международной торговле.
Эта информация, распространенная по каналам западных СМИ, вызвала брожение в руководстве Саудовской Аравии. Официальная Доха одобрила документ, предусматривающий катарские инвестиции в экономику Германии в размере 10 миллиардов долларов. Катар обязался не только построить в районе Гамбурга терминал для приема сжиженного газа, но и поставлять ФРГ «голубое топливо» и нефть по демпинговым ценам. Подобное положение вещей привело Эр-Рияд в негодование: ранее СА сама планировала обеспечивать Берлин энергоносителями на основе длительного контракта.
Дальше – больше. Уже 29 сентября Катар, в обход санкций США против Ирана, ратифицировал Соглашение с Тегераном о разработке крупнейшего в регионе Персидского залива газового месторождения Северный – Южный Парс (СЮП). Такой шаг возмутил уже Вашингтон: в Белом Доме недвусмысленно дали понять, что в случае начала работ по СЮП Соединенные Штаты введут «персональные санкции» в отношении самой Дохи.
Впрочем, этому относительно небольшому эмирату к всевозможным эмбарго в частности и изоляции в целом не привыкать. В июне 2017-го года с подачи американских властей, обвинивших Катар в поддержке мирового терроризма, дипломатические отношения с Дохой разорвали Эр-Рияд, Абу-Даби, Манама и Каир. Причем, первый, имеющий непосредственную сухопутную границу с Катаром, закрыл соответствующие контроль-пропускные пункты, а остальные полностью прекратили воздушное и морское сообщение с ЭК. В итоге одно из самых богатых государств мира, практически в одночасье лишившееся поставок питьевой воды и продовольствия, оказалось на грани гуманитарной катастрофы. Преодолеть кризис катарским властям удалось лишь благодаря помощи Ирана, Китая, Турции, Индии и Российской Федерации.
«Последние события с подписаниями важнейших как для эмирата, так и для его партнеров документов свидетельствуют о том, что Катар «разрубил Гордиев узел своих проблем и вышел из изоляции, — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUA арабский политолог Хасан аль-Дами. – Причем, этот выход явно действует на нервы США и его региональным союзникам. Фактически, за спиной Вашингтона отдельно взятая страна Евросоюза подписывает крупные контракты, сулящие многомиллиардные прибыли, а Исламская Республика Иран позволит привлечь дополнительные средства в свою экономику, несмотря на все усилия команды Трампа «обескровить ИРИ». По сути, это действительно так. Образно выражаясь, Доха залепила Соединенным Штатам и Саудовской Аравии звонкую пощечину. Особенно, учитывая предстоящие в Персидском заливе учения ВМС Дохи, Эль-Кувейта и Манамы (на данный момент Бахрейн окончательно отказался от идеи блокады Катара). Пресловутые учения пройдут в непосредственной близости от американских и саудовских кораблей. Кроме того, Катар, несмотря на запреты Эр-Рияда и настоятельные рекомендации Вашингтона, купил у России ЗРК «С-300». «Получается, эмират, вопреки всем усилиям Белого Дома, вышел из-под контроля Америки сотоварищи, поставив под определенную угрозу американские геополитические интересы в регионе Персидского залива, — сказал ГолосUA европейский эксперт в сфере международного права Кнут Берг. – Нет никаких сомнений в том, в ближайшее время США «отреагирует» на подобный «вызов».
Как бы там ни было, а уже в нынешнем месяце Катар планирует интенсифицировать свое экономическое сотрудничество с Ираном и подписать новые торговые контракты с Эквадором, Аргентиной, Бразилией и Чили. Похоже, время блокады для Дохи безвозвратно ушло.