Димитрий Бабич
15:00 16/06/2011

Последние из могикан

Ежегодно с административной карты Украины исчезают, по меньшей мере, 25 населенных пунктов. По иронии судьбы, сегодня угроза вымирания нависла над теми деревнями, селами и небольшими городками, которые в советские времена считались «наиболее перспективными в экономическом плане районами республики».

Почтальон Светлана просит не называть ни её фамилии, ни номера отделения, где она работает. Поскольку, узнай начальство, чем она занимается в рабочее время, в ее трудовой книжке наверняка появится очередная нелицеприятная запись. «Покупка хлеба, соли, спичек, мыла и туалетной бумаги никак не входит в мои обязанности, — вздыхает Светлана. – Но как быть, если для многих пенсионеров, живущих на моем участке, я — единственное связующее звено с внешним миром?». И добавляет, что на видавшем виды велосипеде она объезжает все окрестные магазины, сверяется со «списком заказов», а затем методично, порой до самой полуночи, развозит не только почту и пенсии, но нехитрые продовольственные и промтовары. «У нас в Сумской области дороги такие, что не каждая автолавка вовремя доберется до отдаленных регионов, — резюмирует коллега Светланы, сотрудница почты Марина. – Так что же одиноким старикам, не имеющим возможности добраться до райцентра, остается просто умирать вместе со своими вымирающими селами?».

Любопытно, что словосочетание «вымирающие села», введенное в украинский лексикон представителями СМИ еще в середине девяностых годов прошлого века, сегодня активно используют не только демографы и обыватели, но и некоторые местные политики. Так, например, выступая на пресс-конференции на той же Сумщине, докторант Национальной академии государственного управления при Президенте Украины Олег Бойко-Бойчук довольно недвусмысленно дал понять, что только в одной конкретно взятой области резко вырос уровень урбанизации, в то время, как «село вымирает». Причина тому – отток молодежи в крупные города, повальное пьянство представителей мужского населения среднего возраста и, наконец, нежелание  молодых женщин «рожать новых граждан». «Если нынешние тенденции не изменить, то в Украине не останется здоровых людей» — сказал, в частности, эксперт.

Подобной точки зрения придерживаются и в местных администрациях, хотя чиновники предпочитают выражаться менее эмоционально и оперировать исключительно официальными данными. Например, в заявлении представителей Кировоградского областного совета говорится, что с 1997 года население области сократилось на 200 тысяч человек, на Луганщине в год прекращают свое существование 3-4 населенных пункта, а в Харьковской области насчитывается не менее 40 сел, где проживают от 1 до 10 человек. Всего же, по данным, Счетной палаты Украины, с 1991 года по нынешний день с административной карты нашей страны исчезли не менее 350-400 населенных пунктов.

«К сожалению, эта тенденция распространяется не только на восточные, но и на западные районы Украины, — сказал корреспонденту «ГолосUA» координатор международной программы «Спасение генофонда», эмиссар Европейского Союза Ванесса ле Роа. – Многие работоспособные жители Ивано-Франковской, Тернопольской, Закарпатской и Волынской областей предпочитают покидать насиженные места и искать финансовой стабильности в странах ЕС. Порой доходит до курьезов, когда в сельской местности можно не найти ни одного молодого мужчины, в то время как женщины осваивают профессии тракториста, механика и даже кузнеца».

Следует особенно заметить, что в настоящее время единой целевой правительственной программы спасения украинского села попросту не существует. Казалось бы, многообещающая земельная реформа уже подверглась резкой критике целого ряда специалистов, отметивших, что неправильная аграрная политика превратит Украину в «сырьевой придаток» и «окончательно поставит крест на местном сельском хозяйстве».

«Хотелось бы верить, что официальному Киеву удастся реализовать программу поддержки мелких фермерских хозяйств, — отмечает Ванесса ле Роа. – Только благодаря этому в отрасли можно создать новые рабочие места и хотя бы в малой степени, но спасти украинскую провинцию от вымирания»…

…Тем временем 85-летняя жительница хутора Глинка встречает своего почтальона. «Все хорошо, мне не на что обижаться, — тем не менее горько вздыхает баба Ульяна, принимая любимые пряники и три упаковки крепкого индийского чая. – Обидно, правда, что пообщаться не с кем – в Глинке осталась я одна. Подписаться, что ли, на ежедневную газету, чтобы ее приносили сюда каждый день – как в старые времена?».

На прощание почтальон обещает появиться у бабы Ульяны послезавтра – привезти что-нибудь почитать — из беллетристики. Может быть, Фенимора Купера – «Последнего из могикан»

Читайте также по теме