25 ноября Белоруссия окончательно прощается с газовой независимостью. Какие уроки может из этого извлечь Украина?
Российская сторона в газовых переговорах уже много лет подряд, в отличии и от украинской и от белорусской, проводит достаточно жесткую и последовательную политику играя на непрофессионализме и сиюминутных интересах своих визави. В то время, как оппоненты «Газпрома» по переговорам (и одновременно его клиенты – покупатели газа и партнеры – транзитеры газа) пытались каждый раз выгадать что-то на сегодня, «Газпром» оперировал как минимум пяти-, а то и десятилетними планами. Это было и остается его серьезным преимуществом в отстаивании собственных интересов.
Переход под контроль «Газпрома» белорусской «трубы» только усилит его позиции в переговорах с «Нафтогазом», так как наряду с «Северным потоком» такое приобретение снижает зависимость российского газового монополиста от непоследовательности владельцев украинской ГТС. Так что если кому покупка «Белтрансгаза» и помешает в переговорах – так это украинской стороне. Тем более, что сумма приобретения – достаточно небольшая.
Если немного посчитать, то окажется, что уплаченные «Газпромом» $2,5 млрд это всего-навсего эквивалент скидки в $110 за 1000 куб.м. на годовой объем потребляемого в Белоруссии газа (22 млрд. куб.м.). Кто даст гарантию, что в 2015 году (после окончания действия Договора, насколько я знаю он предполагает фиксацию цены для Белоруссии на 2012-14гг.) «Газпром» не захочет вернуть себе потраченные деньги и не поднимет цену? И если Украина все же решит пойти пути Белоруссии с этом вопросе – то ситуация может быть аналогичной.
Сейчас же, Украина может абсолютно спокойно пытаться поднимать цену на транзит газа, так как до ввода в «Южного потока» и работы на полную мощность «Северного потока» у нее есть шанс заработать на своем положении транзитера. Напомню, что ставка транзита газа по территории Украины – практически самая низкая в Европе. Если «Нафтогаз» решит поднять ее ну к примеру до уровня того, что берет Дания… то его доходы увеличатся примерно в 3(!) раза. Почему этого не было сделано? Это уже вопрос не к экспертам, а к политикам.
К сожалению, экономическая целесообразность и эффективность тех или иных действий в газовой сфере с точки зрения интересов государства в Украине никогда не принималась во внимание. Все решалось политически и на уровне удовлетворения частных интересов олигархов. В противном случае до 2013 года действовал бы еще Договор, заключенные при Кучме и получала бы Украина от «Газпрома» газ по $50 за 1000 куб.м.
Получив контроль над «белорусской трубой» Россия станет несколько менее уязвима от возможных попыток со стороны ЕС разыграть «украинскую карту» (к примеру провокация новой газовой войны) для того, чтобы надавить на «Газпром» и потребовать еще большего снижения цены на газ. Однако, по моему мнению, это частный момент и не более того. Все же основным итогом перехода «трубы» под российский контроль становится усиление позиции России в самой Белоруссии. Политической позиции, в первую очередь. И ЕС теперь придется учитывать этот фактор в любых возможных переговорах с белорусской стороной.
Контроль над трубой – это контроль над значительным сегментом экономики. Лукашенко – не вечен. Куда пойдет и на кого будет ориентироваться Белоруссия после него – сейчас не ясно. В складывающейся геополитической ситуации, России, на мой взгляд, крайне необходимо обезопасить себя от возможного резкого дрейфа Белоруссии в сторону Запада, в целом, и НАТО, в частности. Особенно в связи с выходом США из Договора об ограничении обычных вооружений в Европе.
На данный момент, сложно сказать выиграет ли Белоруссия, так как это вопрос стратегический, а Лукашенко сейчас решает тактическую задачу сохранения стабильности в Белоруссии и своей власти в ней. Мне сложно судить об адекватности экономической обоснованности данного проекта, потому как для этого не хватает открытой информации о положении дел в белорусской экономике. Однако доступные данные говорят о том, что полученные в результате сделки $2,5 млрд от продажи акций "Белтрансгаза" дадут экономике страны максимум год поддержки. И все. Что будет в 2013 году уже сказать сложно. Потеряв контроль над транзитов газа Белоруссия утратила возможность изменять его стоимость для «Газпрома» и, соответственно, получать какую-либо прибыль от подобного в дальнейшем.
К сожалению, на данный момент всех условий Договора в СМИ нет, но в любом случае, утратив возможность влиять на ценообразование в будущем, Белоруссия пошла на серьезный риск. Будет ли этот риск оправданным? Это опять-таки зависит от того, какая политическая реальность сложится в будущем и в РФ, и в Белоруссии. Не думаю, что в следующую президентскую каденцию в России что-то кардинально поменяется, но вот что будет после 2017 года – это вопрос открытый.
Стоило ли продлевать предыдущий контракт? По моему мнению, это было возможно при, как минимум, двух условиях: />
— только после того, как ЕС добилась бы окончательного варианта цены от «Газпрома» (помятуя о том, что цена газа для Белоруссии связана с ценой для Польши) с учетом «выбиваемых» сейчас скидок;
при стабильной экономической ситуации в Белоруссии (или же при наличии у Лукашенко возможности получить необходимые для стабилизации средства у внешних акторов).
Очевидно, как раз второе условие и не может быть соблюдено, а потому – ситуация развивается так, как она складывается на сейчас.