На днях в ходе встречи премьер-министра Великобритании Терезы Мэй с главой Еврокомиссии Жаном-Клодом Юнкером стороны пришли к единому мнению относительно необходимости продолжения переговоров по прекращению членства Туманного Альбиона в структурах единой Европы (Brexit). Согласно официальной информации, Брюссель не намерен вносить изменения в уже существующий пакт об изменении статуса Соединенного Королевства в ЕС, однако, европейские чиновники готовы рассмотреть внесение в документ незначительных изменений. В этой связи аналитики подчеркнули, что успех Brexit сегодня зависит не от британских или европейских парламентариев, а исключительно от дипломатических способностей самой Мэй.
Справедливости ради следует заметить, что пресловутыми способностями госпожа британский премьер не обладает. Это мнение подтверждается ее крайне неудачным визитом в Брюссель, где миссис Мэй пришлось пойти на компромисс в вопросе Brexit. Поначалу в своих лучших традициях она пожаловалась руководителю ЕК на нежелание парламента Великобритании принимать основные условия «развода» Лондона с Евросоюзом, по которым СК обязуется выплатить бывшим партнерам по структуре не менее 45 миллиардов евро. Затем она предложила европейским коллегам некую сделку, по которой Лондон выплатит-таки Объединенной Европе около 30 миллиардов евро, но эта оплата будет осуществляться относительно небольшими траншами в течение ближайших пятидесяти лет. Реакция Брюсселя была ожидаемой – Юнкер недвусмысленно дал понять, что на «сомнительные сделки» Европейский Союз не пойдет.
«Принимать или не принимать условия Brexit – это внутренне дело британцев, — сказал, в частности, он. – Нас интересует конечный результат, и Лондону придется платить за свои поступки сполна».
И вот здесь британский премьер-министр пошла, что называется, на попятную. Она пообещала сделать все, от нее зависящее, дабы убедить членов парламента Соединенного Королевства в целесообразности выплаты «откупных» средств.
Выполнить это обещание Мэй явно не удастся. На заседании 6 февраля Палата общин высшего законодательного органа Соединенного Королевства в очередной раз отклонила идею любой финансовой компенсации Лондона в контексте ЕС. Британских слуг народа можно понять – в том случае, если СК осуществит подобную транзакцию, курс фунта стерлингов на международных биржах будет обвален, а крупные корпорации Великобритании ждет если не крах, то, по меньшей мере, семидесятипроцентное падение производства. Как итог – страну захлестнет волна массовых акций протестов и забастовок, подавить которые Даунинг-стрит не сможет.
Не стоит забывать и о политической составляющей Brexit. Согласно первоначальному плану Brexit, граница между Северной Ирландией (часть Соединенного Королевства. — Ред.) и Ирландией (независимым государством ЕС. — Ред.) должна стать «прозрачной». То есть, жители британского региона должны иметь право беспрепятственно ездить в соседнее государство, а местные общественные организации – возможность осуществлять деятельность на всей территории Евросоюза. С этим положением сложностей возникает еще больше.
«Британский парламент в целом и его Палата общин никогда не пойдут на подобную сделку, предпочитая заранее «обрубить все концы» во взаимоотношениях с Евросоюзом, — сказал в комментарии корреспонденту ГолосUA европейский эксперт в области международного права Клаус Хофф. – Совершенно очевидно, что в обозримом будущем между Великобританией и ЕС будет введен жесткий визовый режим, что поставит под сомнение основные принципы демократической Европы».
Что именно, учитывая сложившиеся обстоятельства, предпримет Тереза Мэй, пока сказать сложно. По некоторым данным, на парламентском заседании 14 февраля она выступит с речью, в которой в очередной раз постарается убедить народных избранников в необходимости «грамотного развода» с ЕС. Иными словами – в необходимости принятия всех вышеперечисленных условий Объединенной Европы. Однако у кабинета Мэй попросту нет абсолютного большинства голосов в поддержку нынешней редакции документа по Brexit.
«Принимать какие-либо коррективы в тот же документ отказывается ЕС, — констатировала в комментарии ГолосUA европейский политический обозреватель Мари Пьюдеба. – Таким образом, можно лишь предположить, что «безболезненно» выйти из Евросоюза у Туманного Альбиона не получится. А в том случае если последнюю попытку найти общий язык — как со своими парламентариями, так и с официальным Брюсселем — Мэй провалит, она станет самым непопулярным премьером за всю новейшую историю Соединенного Королевства».