Национальный банк Украины совместно с Кабмином с успехом проведя операцию по почти пятисотпроцентной девальвации национальной валюты всего за год в конце февраля 2015 года, решили притормозить этот процесс. Очевидно, им не очень понравился курс доллара США, достигавший значений в 40 грн и выше за 1 доллар.
Первые же попытки искусственно снизить курс за счет регулирования межбанковского валютного рынка в ручном режиме принесли свои плоды. Оставшись единственным покупателем валюты, НБУ сумел снизить курс почти на треть. Правда, выкупив почти все предложения валюты и, скорее всего, передав его «Нафтогазу» для покрытия расходов, связанных с авансовым платежом в пользу «Газпрома», Нацбанк на этом не остановился. И ввел ряд дополнительных ограничений на покупку валюты, продлив действия многих старых. Также с 4 марта была в очередной, пятый раз за календарный год, увеличена ставка рефинансирования. Сейчас она составляет 30%. Такого значения она не достигала с 2000 года. Но, постояв неделю, курс хоть и выровнялся, но снова начал отставать от значений черного рынка. Причем, отставать в меньшую сторону. А, значит, административное давление дало лишь кратковременный эффект. Дефицит валюты сохраняется.
К каким же глобальным последствиям для экономики Украины приведут введенные и продленные ограничения и повышение стоимости кредитного ресурса? Попробуем разобраться.
Повышение учетной ставки с 19,5 до 30%, а также рост ставок по мобилизации ресурсов на рынке с помощью продажи депозитных сертификатов, в том числе по сертификатам на 1 день — до 20% годовых, на 7, 14 и 30 дней — до 26%, 26% и 27% соответственно будет способствовать:
— повышению стоимости кредитов для бизнеса до 40-60%;
— фактической остановке кредитования аграриев под посевную;
— росту ставок по депозитам или прекращению их выплат с последующим банкротством банков. Если на депозит насчитывалось 20-25% и банку нечем сейчас его выплатить, то нет смысла брать у НБУ деньги под 30% и погашать долг перед вкладчиками. Проще вообще не выплачивать деньги по депозитам, а выводить из банка активы, искусственно доводить его до банкротства и передавать на баланс Фонда гарантирования вкладов физических лиц;
— ускорению инфляции;
— созданию условий, в которых для игры на разнице курсов на межбанке покупатели и продавцы будут создавать все большую разницу между покупкой и продажей в течение суток.
Своими действиями по запрету снятия наличных денежных средств в иностранной валюте по платежным картам с 4 марта по 3 июня 2015 года, а также продлением до 3 июня 2015 запрета на продажу валюты населению на сумму более 3 тыс грн в сутки, НБУ способствует:
— развитию черного рынка наличной валюты, который был воссоздан благодаря политике Нацбанка;
— переходу граждан на расчеты посредством внебанковских платежных систем. Так что следует ожидать вскоре и реанимации меры по принудительной конвертации в гривну денежных переводов в валюте, что приведет к увеличению потока наличных денег через границу от гастрабайтеров к их родственникам в Украине и будет способствовать криминализации этого процесса;
— появлению на черном рынке услуги по конвертации безналичной валюты с карточек в наличные.
Обязывая банки при проведении платежей по импортным контрактам с предоплатой на сумму свыше 25 тыс. долларов требовать справки об отсутствии у клиента налоговой задолженности и вводя ограничения на покупку в пользу клиентов валюты, если на их счетах находится свыше 10 тыс долларов, НБУ де-факто провоцирует организацию черного рынка безналичной валюты и, как следствие, феноменальный рост контрабанды.
Кроме того, не лишним будет вспомнить и о том, как НБУ охлаждает инвест-климат в Украине до отрицательных отметок, вводя следующие ограничения на:
— возврат за границу средств, полученных иностранными инвесторами по операциям по продаже ценных бумаг украинских эмитентов (кроме случаев продажи долговых ценных бумаг на фондовых биржах);
— возврату за границу средств, полученных иностранными инвесторами по операциям по продаже корпоративных прав юридических лиц, которые не оформлены акциями, уменьшение уставных капиталов юридических лиц, выхода из хозяйственных обществ иностранных инвесторов;
— возврат за границу иностранному инвестору дивидендов;
— перевод иностранной валюты за пределы Украины резидентом-гарантом в пределах обеспеченных гарантией обязательств по кредиту, предоставленному международной финансовой организацией или с участием иностранного экспортно-кредитного агентства;
— перевод иностранной валюты за пределы Украины субъектами хозяйствования-резидентами для уплаты вступительных или членских взносов в иностранной валюте, выплачиваемые в качестве разовых или периодических взносов для обеспечения текущей деятельности юридических лиц-нерезидентов.
Такие меры повышают риск начала (или развития) работы параллельных (никак не связанных с банковскими) схем и механизмов оборота денег. Кроме того, существующие инвесторы будут бежать из Украины, а новые – ожидать более благоприятных времен.
Да, все эти меры никак не повлияют на решение проблемы с дефицитом валюты, который имеет естественную причину в связи с падением экспорта. Так что курс гривны будет падать и далее. Внешние кредиты только замедлят этот процесс.