Последние соцопросы, по экспертному мнению, мобилизуют электорат голосовать за Петра Порошенко. Но не все склонны им доверять — социологов заподозрили в необъективности. Дескать, «грубейшие нарушения при формировании выборки могут быть сделаны умышленно».
«Иначе президентом станет клоун»
Шоумен Владимир Зеленский вышел в лидеры президентской гонки, обогнав главу партии «Батькивщина» Юлию Тимошенко. Об этом свидетельствуют данные последних соцопросов.
Так по опросу группы «Рейтинг», который проводился 16-24 января, у Зеленского-19,0 %; Тимошенко-18,2 %; Порошенко-15,1 %. Также лидерство Зеленского зафиксировало совместное исследование КМИС, «Социс» и центра Разумкова с 16 по 29 января. Согласно этому опросу: у Зеленского-23 %; Порошенко — 16,4 %; Тимошенко — 15,7 %.
Результаты соцопросов вызвали недоверие в экспертной среде. Так, политолог Дмитрий Корнейчук заявил, что Банковая, дескать, «использует подобную откровенную манипуляцию с социологией».
Он напоминает, что ранее социологи долгое время фиксировали первое место Тимошенко с большим отрывом от остальных конкурентов. Эксперт считает, что после неожиданных результатов, украинцы начнут сомневаться, каким же соцопросам верить.
«А именно это и надо Порошенко. Во-вторых, прикрываясь ростом рейтинга Зеленского, Банковая пририсовала «с потолка» чуть ли не 5% самому Порошенко», — рассудил Д. Корнейчук.
Отметим, что компанию «Социс», зафиксировавшую второе место главы государства, в экспертных кругах связывают с одним из руководителей штаба Порошенко Игорем Грынивым.
«Банковая, выводя на первое место Зеленского, пытается мобилизовать остатки электората Порошенко. Иными словами, людям показывают: мол, вы можете Порошенко не любить, но проголосуйте – иначе президентом станет клоун. Это новая вариация на тему «Или Порошенко, или Путин»», — рассудил Дмитрий Корейчук. Он напомнил, что на мероприятии по выдвижению Президента на второй срок демонстрировали слоган «Или Порошенко, или Путин» на больших экранах.
Экс-нардеп Владимир Полочанинов тогда иронизировал в Facebook: «Хочу поздравить Сергея Таруту, Юлию Тимошенко, Анатолия Гриценко, Владимира Зеленского, Андрея Садового, Олега Ляшко и т.д. со званием «коллективный Путин». Это именно то, что о вас всех думает Порошенко».
Теперь иронию в соцсети вызвали данные соцопросов с лидерством Зеленского. «А представляете Зеленский в последний момент выходит и говорит: ребята, ну какой поход в президенты? Я пошутил», — написал в Facebook политический эксперт Владимир Полуев.
Сотрудничающий с Администрацией Президента эксперт Виктор Уколов серьезен.
«Рост Зеленского — демонстрация кризиса доверия к старой оппозиции. Ведь избиратели, которые решают голосовать за него, это потенциальные сторонники не Порошенко, а Тимошенко или Гриценко», — написал он в своем блоге.
Уколов констатировал, что согласно обнародованным результатам, всего лишь за 3 месяца Тимошенко перестала быть лидером рейтинга потеряв 4,2%. Поддержка Зеленского взлетела вдвое на 8,5%, а действующий Президент нарастил 4,5%.
«Это означает коренной перелом избирательной кампании и нам надо привыкать к новой мысли, что во втором туре может быть выбор между Зеленским и Порошенко. На мой взгляд в такой ситуации каждый патриотический украинец поддержит Порошенко», — делает вывод В. Уколов.
Уколов напоминает о недавнем скандале вокруг бизнесов Зеленского и предупреждает, что если не проголосовать за Порошенко, «к власти придет непредсказуем неопытному и непрозрачный политик, за которым просматривается мрачная тень офшоров и бизнеса в России».
«Верить-не верить»
Политолог Владимир Фесенко осторожен в своих оценках. Но том не менее заподозрил: «Опрос трех центров — это опрос Социса, который принадлежит Грыниву. Участие в этом опросе КМИСа и Центра Разумкова — это лишь прикрытие».
Сам Фесенко больше доверяет данным «Рейтинга». Он предложил сравнить результаты опроса этой группы с декабрьскими. Тогда, по данным группы «Рейтинг» у Тимошенко было 20,8%, у Зеленского — 13,4%, у Порошенко — 11,1% (опрос проводился с 16 ноября по 10 декабря).
«От общего числа респондентов рейтинги Тимошенко не снизились, выравнивание рейтингов произошло за счет тех избирателей, которые стали определяться в январе, а в декабре не знали за кого голосовать. Здесь очень прибавили Зеленский и Порошенко, а Тимошенко – нет», — рассудил политолог.
А вот экономист, исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко заявил, что отличия, которые имеются в рейтингах кандидатов, замеряемых различными социологическими группами, свидетельствуют о том, что большая часть исследований проводится с грубейшими нарушениями.
Напомним, что по результатам опроса, проведенного Фондом «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива совместно с социологической службой Центра Разумкова с 19 по 25 декабря 2018 года, Тимошенко поддерживали 16,1% респондентов, действующего, Порошенко — 13,8 %, а Зеленского — 8,8%.
Соцопрос, который с 5 по 12 января 2019 года проводило Агентство общественно-политических исследований и коммуникативных стратегий, показал, что за Тимошенко готовы голосовать 15,5%. А глава государства был на пятом месте — у него 8,2%. В этом опросе Зеленский был на втором месте с 11,9%.
Неожиданные результаты последних опросов, по мнению Олега Устенко, связаны с технологией опросов. Дескать, «грубейшие нарушения при формировании выборки могут быть сделаны умышленно либо по незнанию и отсутствию образования».
Устенко написал в Facebook, что при «правильном» искажении выборки можно получить любой желанный вариант. И десятый кандидат станет первым, а второй – двадцать первым. Вероятнее всего, в Украине мы имеем дело с сознательным искажением результатов, считает эксперт.
«Социология — это наука. Социологический опрос базируется на выборках. Выборки и в социологии, и в экономике строятся на одинаковых принципах. Если искажаются параметры формирования выборки, то конечные результаты не отражают реальность и могут быть однозначно выброшены в мусорную корзину», — рассудил он.
Он отметил, что дорожащие репутацией социологические службы должны быть максимально открытыми в предоставлении всей информации, касающейся проведения ими соцопросов. Но, делает неутешительное допущение; «похоже, что инфляция в Украине коснулась не только гривны, но и всего экспертно-аналитического сообщества».
А вот Дмитрий Корнейчук идет дальше в своих подозрениях: «В общем и целом, мы видим, что Порошенко в панике пошел ва-банк. «Ручным» социологам поставлена задача отрабатывать по полной программе, наплевав на свою репутацию».
Он считает, что соответствующие соцопросы появились «перед масштабной скупкой голосов и фальсификациями».
Дескать, у Порошенко начали готовить общественное мнение к той цифре (15-16%), которую ему намерены «нарисовать» в первом туре.
«Ведь нельзя взять и просто показать 31 марта такую большую цифру безрейтинговому президенту. А так за два месяца нас к ней приучат. И люди спокойно воспримут. Мол, ну социологи же говорят», — рассудил Корнейчук.