Всем известно, что рождественские и новогодние праздники — самая веселая пора года, когда друг другу дарят подарки и желают как можно больше счастья и добра. Но почему праздники, которые для кого носят развлекательный, а для кого — религиозный характер, часто превращаются в праздник потребительства и расточительства?
Признаю, получать подарки всегда приятно независимо от времени года. А в Новый Год и Рождество особенно. Но возникает вопрос: как купить "все", что дорого стоит, когда на праздники на это "все" привлекательная скидка? Начинается поиск денег: достаются спрятанные под матрасом «заначки», снимаются последние деньги с кредитных карточек, одалживают у родственников и т.д. Главное, чтобы вся бытовая техника — нужная-ненужная — вместе с мобильными телефонами и другими обновками лежали под елкой завернутые в яркую обертку. Радость переполняет.
Проблема консьюмеризма или другими словами обычного потребительства не нова, но с каждым годом становится все актуальнее и актуальнее, особенно, когда миром бродит экономический кризис.Однако возникает вопрос, а что же собственно потребительство такое и откуда берутся его корни?
Консьюмеризм или потребительство в широком смысле является социальным и экономическим порядком, основанном на растущем желании приобретать все большее и большее количество товаров и услуг. Словарь по этике под редакцией И. Кона, 1981 г. предлагает более детальное определение, называя потребительство совокупности регулятивных идей, ожиданий и настроений, ориентирующих поведение, стиль жизни и отношений, где ведущей установкой деятельности выступает стремление к престижному потреблению, к получению максимума наслаждений и развлечений. Проще говоря, схему потребительства можно свести к известной формуле «товар-деньги-товар», где главным толчком к приобретению товара становится некая форма психологической зависимости от покупки.
Как правило, развитие потребительства связывают с развитием капитализма, в первую очередь, на Западе. Но его можно считать международным феноменом. Люди, которые покупают и потребляют товары в избытке, наблюдались еще во времена древних цивилизаций — таких, как Египетская и Вавилонская. Кардинальный поворот в истории потребительства произошел перед индустриальной революцией. В 19-м веке капиталистическое движение и индустриальная революция были в первую очередь сконцентрированы вокруг средств производства и индустриального сектора, например, транспортных сетей, горной промышленности и тому подобных.
Большинство рабочего класса работала по 16 часов в день 6 дней в неделю, получая при этом мизерную зарплату. О потребительской активности как таковой говорить не приходилось.
Впоследствии же ситуация кардинально изменилась. Такие известные бизнесмены как Генри Форд осознали, что главной основой массового потребления станет массовое производство. Он же одним из первых непосредственно обратился к воплощению данных идей, столкнувшись с вопросом, как же сделать это массовое производство окупаемым? На помощь пришел один из основателей научного менеджмента Фредерик Уинслоу Тейлор, который после изучения функционирования конвейерных линий на мясном производстве перенес аналогичную систему в другие индустрии. Так началась история производства, предлагающей потребителям огромное количество товаров по рекордно низким ценам. Впервые в большом количестве потреблять стали и беднейшие слои населения.
Вначале звучит довольно позитивно. Товары должны быть доступны не только для богатых, но и для других слоев населения. По словам экономиста Кристина Фредерика, единственный путь, как разбить замкнутый круг низкого уровня — это тратить свободно и даже, если надо, выбрасывать деньги. Главное делать это креативно.
На помощь креативному расточительству пришли телевидение, радио и т.д. За счет рекламы стала создаваться целая культура потребления. Дома начали заполнять время бессмысленными, но при этом "нужными" для каждой семьи или отдельного человека товарами. На ровном месте стал разрастаться огромный комплекс теорий рекламы, маркетинга и пиар-технологий. Если посмотреть на рекламу еще в начале 20-го века или даже позже, то она в основном жутко примитивная. На ней изображено некое улыбающееся лицо с призывом "Покупайте".
Сейчас же все стало куда сложнее. Когда смотришь на современную рекламу, то в ней часто рекламируют не товар, а образ, созданный в рекламе. Это особенно касается индустрии моды, красоты, но случается и в индустрии стирального порошка.
В результате в течение относительно недолгого периода времени — лет за 50-60 — сработал один из древнейших механизмов под названием "что занадто, то не здраво". Уже в начале 1990-х основной причиной для поступления в колледж среди молодых американцев стало желание "зарабатывать много денег", оставляя позади такие причины, как "стать экспертом в определенной сфере" или "помогать другим". Такие тенденции несомненно коррелируют с ростом материализма, особенно его технологического аспекта: растущее преобладание плееров, цифровой техники, персональных компьютеров и мобильных телефонов. Автор книги "Бросая вызов культуре избытка" Медлин Левин отмечает, что за последнее время американская культура пережила трансформацию от культуры общества, духовности и интегрированности в сторону конкуренции, материализма и разобщенности ". Доходит до того, что покупка определенной вещи является неким "повышающим "фактором твоего социального статуса.
Достаточно даже посмотреть на детей. Уже чуть ли не с первого класса им необходимо в обязательном порядке и то, и то, и другое. И реклама только усиливает это желание. Возмутительным примером является новогодняя реклама одного из украинских мобильных операторов, где во время детского спектакля вместо игрушки парень "случайно" получает новый смартфон. Вместо того чтобы нормально одеть игрушку он начинает рассказывать какой классный этот смартфон детишкам лет 8-10, после чего они аплодируют в порыве экстаза, а сам "герой" целуется со своей возлюбленной. Надо же сколько счастья заложено в телефоне! Если бы не он, дети бы закидали "героя" гнилыми помидорами, любимая бы треснула по голове и в конце концов его изгнали бы из театра.
Более того общество потребления накладывает страшный отпечаток на психологию человека. Как правило, люди становятся слишком материальными и депрессивными. Никто не призывает радоваться меньшему, когда можно получить больше, однако стремление сводить все к покупкам неизменно приведет к тому, что эти покупки перестанут приносить радость. Или еще хуже — ваша жизнь будет зацикливаться вокруг депрессивного осознания, что ты не можешь себе этого позволить.
И действительно человечество не может себе позволить существовать так, как оно существует. Ведь общество потребления — это не только закупка в 90-ста процентов ненужных товаров. Это еще и огромное расточительство запасов продовольствия, энергии и т.п.. Если обратиться к некоторой статистики, то она показывает, что потребление мировых ресурсов, находится в страшной диспропорции. Класс богатых, что составляет 20 процентов, потребляет больше 76.6 процентов рыбы, мяса, энергии, телефонной связи, бумаги, автомобилей и т.д. Аналогичные показатели для среднего класса, что составляет 60 процентов, и бедного — 20 процентов — равны 21,9 процента и 1,5 процента соответственно.
С экономической точки зрения желания покупать, покупать и еще раз покупать приводит к огромным проблемам. Неподкрепленные кредиты, постоянный долг растет, бесконечные счета — это все причины рецессии, в которой сейчас оказалась мировая экономика. Однако Федеральная резервная система США и ее печатный станок имели это в виду. Продолжаем печатать и раздавать кредиты направо и налево.
Так мы оказываемся перед очевидным: потребительство разрушает. Оно разрушает радость от простых нематериальных вещей. Оно разрушает качество продукции, особенно в сфере культуры. Оно заводит нас в долги. Не зря эту проблему в Рождество поднял даже Папа Римский. Консьюмеризм губит нас и делает нас зависимыми от вещей овощами.
Опять же в дни таких светлых праздников, как Новый Год и Рождество эта проблема становится особенно актуальной. И прежде чем бежать в магазин и тратить деньги на какой-то тостер или йогуртницу, только потому что на них скидка, следует задуматься: нужны ли они мне? Или же я просто очередная жертва рекламы? Но, как говорил известный психолог ХХ века Эрих Фромм: "С одной стороны, потребление ослабляет ощущение тревоги и беспокойства, но, с другой стороны, оно заставляет потреблять все больше и больше, поскольку любое потребление вскоре перестает приносить удовольствие".