Наталия Юрчук
16:05 06/12/2015

Продовольственное эмбарго с Россией: куда пойдет украинский экспорт

С 1 января 2016 года Россия вводит эмбарго на поставку украинских продтоваров. Сейчас украинские патриоты активно блокируют поставки украинских же товаров в Крым, от чего несут убытки национальные производители. А после введения Украиной санкций против белорусских товаров можно ожидать зеркальных ограничений Минска по отношению к украинским производителям. ГолосUA попытался выяснить, каковы экономические и политические последствия эмбарго для Украины и насколько реально найти другие рынки сбыта для отечественных товаров.

«Закрытая» Россия

Сейчас между Украиной и Россией действует преференциальный режим в рамках зоны свободной торговли СНГ. Однако это может прекратиться с 1 января 2016 года — именно с этой даты вступает в силу экономическое соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом. Россия, в свою очередь, в этот же день введет таможенные ограничения на украинские товары и продуктовое эмбарго, однако каких именно продуктов касается эмбарго российские чиновники не уточняют.

«Избыток продукции всегда приводит к снижению цен на внутреннем рынке, но после снижения цен обычно идет резкий рост. Многие производители обанкротятся, предложение уменьшается, а цены возрастают. При введении эмбарго около 750 тысяч человек лишится работы, а с учетом мультипликатора отрасли, который дает занятость 4-5 человек на каждое рабочее место в смежных отраслях, то в целом у 2 миллионов человек ухудшится материальное положение. Вот цена блокады, если отрасль сократит доход на 300 миллионов евро»,  — отметил научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Всеволод Степанюк.

В тоже время экс-министр экономики Украины Виктор Суслов считает, что с российского рынка на другие можно перенаправить сырьевые товары, но их не так много экспортировалось в Россию.

«Катастрофа у нас по готовой продукции. При ориентации на европейские рынки нужно соответствовать техническим регламентам и стандартам ЕС. У нас эта работа продекларирована, но не завершена, а по большинству отраслей и не начата. Чтобы перевести наше производство на европейские регламенты и стандарты нужно потратить десятки миллиардов евро, но таких денег у Украины нет», — подчеркнул он.

Например, в Европе не принимают на продажу украинские сыры из-за добавления в продукт больших объемов пальмового масла.

«В частности, не допускается, изготовление сыров из молока ручной дойки. А в Украине 70-80% молока вырабатывается в частных хозяйствах путем ручной дойки коровы. Кроме того, Украина добавляет в сыры недопустимые объемы по европейским стандартам пальмового масла. Поэтому этот продукт вообще никуда не идет на экспорт», — отметил В. Степанюк.

Без российского какао, кофе и чая

За первые восемь месяцев 2015 года Украина поставила России товаров на общую сумму не более $3,1 млрд. Из них только около 5% ($171 млн.) приходится на продукты.

Больше всего из продуктов мы поставляем мяса. Кстати, это единственная статья экспорта, которая не уменьшилась, а наоборот возросла вдвое по сравнению с прошлым годом. По оценкам экспертов доход от нее составил $79,5 млн. Также наиболее масштабными позиции остаются алкоголь и безалкогольные напитки ($ 24,7 млн.), какао ($ 18, 7 млн.), сахар ($ 4,1 млн.), овощи (какао, кофе, чай, $ 3, 5 млн.), мука и крупы ($ 2,6 млн.), рыба ($ 2 млн.), орехи ($ 1,3 млн.) и другие продукты. Значительно уменьшились поставки молочной продукции (доход с $ 121,9 млн. в 2014 году упал до $ 69,8 тыс.) и продуктов из мяса и рыбы (с $ 18,7 до $ 412,5 тыс.). Также уменьшился экспорт соли, а поставки зерновых вообще было прекращено.

Но слухи об эмбарго вряд ли сильно коснутся молочной отрасли. Дело в том, что блокирование украинских товаров из этой отрасли началось давно и молочники постепенно переориентируются на другие рынки. Конечно, это привело к определенным убыткам и, к сожалению, не всем удалось полностью заместить российский рынок.

«Уходящий 2015 год стал самым сложным для молочной отрасли независимой Украины. Исторически низкие цены на молочную продукцию в мире в этом году сделали украинскую «молочку» неконкурентоспособной на зарубежных рынках. По итогам уходящего года производство молока в Украине сократится на 4,5%», — отметил координатор молочного проекта ФАО в Украине Андрей Ярмак.

Цены на украинскую «молочку» достигают европейских, а в некоторых случаях и превышают их. В связи с этим Украина увеличит импорт молочной продукции из Европы в следующем году, когда полноценно заработает зона свободной торговли между Украиной и ЕС.

Эксперт по вопросам международной экономики Алексей Плотников отметил, что на первом месте из России к нам поставляется табак, какао, кофе, чай, мука и кондитерские изделия.

«То есть это не является чем-то таким критическим, без чего Украина не сможет прожить. Я думаю, что эта торговля идет по мировым ценам, поэтому нет большой разницы, ввозить какао из России, либо из африканских или латиноамериканских стран, где оно выращивается. То же касается кофе и чая», — сказал он.

Надежда на Турцию

Экономисты уверяют, что продовольственное эмбарго с Россией для Украины повлечет за собой запрет торговли со странами Средней Азии. А в итоге, позиции украинских производителей займут российские товары.

«С российским продовольственным эмбарго, мы не сможем торговать ни с одной республикой Средней Азии — ни с Казахстаном, ни Туркменистаном, потому что все пути ведут через Россию. К тому же запрет ввоза продовольствия на территорию России из Украины 100% коснется и транзита», — отметил В. Степанюк. 

А вот политические осложнения между Россией и Турцией могут сыграть на руку украинским поставщикам, если они переориентируются на соседнюю страну. Отметим, что Турция является одним из ключевых экономических партнеров России, занимая 5 место по экспорту и 13-е по импорту в структуре российской внешней торговли. 

«Турция, как ни странно, это наш шанс. Экспорт из России в Турцию составляет почти $20 млрд. в год. Встречный поток, импорт, это $6 млрд. Рынок в какой-то мере освобождается, но будет ли бороться Украина за него? Надо бы сейчас отправлять премьера с Президентом договариваться с премьер-министром Турции о поставках товаров. Это хороший, емкий рынок», — подчеркнул экономист Андрей Блинов.

Читайте также по теме