Проект государственного бюджета Украины появился на сайте парламента. Владимир Гройсман внес его на рассмотрение Верховной Рады демонстративно в срок. Но законопроект это всего лишь первый набросок, ему еще предстоит пройти долгий путь кулуарных согласований и торгов.
Доходыгосударственной казны в 2018 году должны составить 877 млрд грн., расходы – 948 млрд грн. Дефицит заложен на уровне 77,9 млрд грн.
Для сравнения: в 2017 году доходы бюджета запланированы были на уровне 770,9 млрд грн, расходы — 841,1. Фактически, проект государственного бюджета поправился на 100 млрд грн по сравнению с прошлым годом.
За счет чего такой рост? Украинская экономика пока не демонстрирует такой динамики
Но если посмотреть на показатели повышения предельного государственного долга, то увидим его запланированное увеличение с 1,8 трлн грн до 2 трлн грн. Таким образом, общая налоговая нагрузка на украинскую экономику составит 61% от ВВП.
Впрочем, не только внешними заимствованиями живет наше правительство. Увеличение налогового давления тоже никто не отменял. С одной стороны Владимир Гройсман заявляет, что никакого пересмотра налоговых ставок не произойдет. Но с другой — в проекте бюджета он увеличивает минимальную заработную плату с 3 200 до 3723 грн.
Предприниматели не успели оправиться от прошлогоднего повышения минимальной зарплаты, теперь их ожидают очередные поборы в виде увеличенных отчислений ЕСВ.
Прожиточный минимумдля трудоспособных граждан будет повышен в течение года до 1921 грн.
47,8 млрд грн в госбюджет должен будет традиционно перечислить НБУ.
Поможет выполнить оптимистичные планы государственного бюджета и печатный станок – курс на конец 2018 года заложен на уровне 30,1 грн за доллар США.
Из текста законопроекта исчез традиционный пункт о перераспределении субвенции госбюджета на социально-экономическое развитие регионов. Очевидно, еще один пункт для торга с депутатами.
В преддверии анонсированной земельной реформы в бюджете появилось положение о проведении всеукраинской нормативной оценки земель сельхозназначения.
Из текста исчезли пункты о поддержке сельхозпроизводителей.
В 2018 году запланировано использование по различным направлениям 30 млрд грн заемных средств.
Доходы бюджета
Рассмотрим источники финансирования госбюджета на 2018 год на уровне доходов по сравнению с бюджетом на 2017 год.
Доходы, предусмотренные проектом госбюджета, млрд грн
Источник доходов |
2018 (проект) |
2017 (план) |
Налог на доходы физлиц |
90,8 |
77,1 |
Налог на прибыль предприятий |
72,3 |
67,1 |
Рента за использование природных ресурсов |
46,5 |
49,6 |
Акцизы |
125,6 |
113,3 |
НДС внутренний |
85,9 |
81,6 |
НДС с импорта |
297,8 |
221,2 |
Пошлина на ввоз |
26,2 |
23 |
Пошлина на вывоз |
0,5 |
0,46 |
неналоговые поступления |
117,9 |
112 |
Административные сборы и платежи |
8,5 |
7 |
Другие неналоговые поступления |
12,7 |
11,1 |
Собственные доходы бюджетных учреждений |
25,2 |
22,3 |
Операции с капиталом |
0,34 |
0,37 |
Официальные трансферты (помощь ЕС и международных организаций, правительств других стран) |
2,3 |
1,8 |
Доходы целевых фондов |
0,16 |
22,7 |
Беглый взгляд на запланированные доходы указывает на значительную фискальную нагрузку на граждан – рост поступлений от налога на доходы физлиц должен составить 17%. Очевидно, не в последнюю очередь за счет увеличения минимальной зарплаты.
Значительные поступления ожидаются от роста НДС на импорт – на 34%. Увеличение расходов на импорт это повышенный спрос на валюту со стороны импортеров, и как следствие, — увеличение нагрузки на курс гривны.
В то же время мы видим уменьшение поступлений рентных платежей. Речь идет, прежде всего, о добыче газа. Для газодобычи в Украине правительством создаются тепличные условия, чего не скажешь о тарифах на газ для населения.
От приватизацииправительство планирует привлечь 22,5 млрд грн. Пока в 2017 году доходы от приватизации составили порядка 3 млрд грн. Анонсированная Кабмином масштабная приватизация может и не состояться, а если состоится, то несет уже заложенные в бюджет риски. Так, прибыль от государственных предприятий сократиться на 5 млрд грн.
Перераспределение ВВП в проекте бюджета достигает 41%, что означает тотальное вмешательство государства в экономику, отсутствие инвестиционного климата. Также это означает, что основные коррупционные потоки и источник обогащения элит скрывается именно в бюджетном перераспределении ВВП.
Расходы бюджета
Рассмотрим некоторые основные направления государственных расходов, запланированных на 2018 год.
Некоторые расходы государственного бюджета 2017-2018 гг, млрд грн.
Получатель бюджетных средств |
2017 |
2018 |
Аппарат Верховной Рады |
1,2 |
1,7 |
Госуправление делами |
2,4 |
2,4 |
Генпрокуратура |
5,8 |
6,8 |
МВД |
53,1 |
64 |
Министерство временно оккупированных территорий |
0,28 |
0,36 |
Минкультуры |
4,3 |
5,4 |
Минобороны |
68,8 |
83,3 |
Минобразования |
85,4 |
94 |
Минздрав |
74,6 |
86 |
Минсоцполитики |
153,5 |
153,6 |
Госслужба труда |
0,43 |
0,59 |
Пенсионный фонд |
141,3 |
141,3 |
МинЖКХ |
18 |
14 |
МинАПК |
9,4 |
12,4 |
Мининфраструктуры |
0,9 |
2,8 |
Субсидии ЖКХ для населения |
61,2 |
55 |
Субвенция для семей с детьми, малообеспеченным, инвалидам |
53, 9 |
57,9 |
Обслуживание госдолга |
113,2 |
130,2 |
Национальная академия наук |
3,4 |
4,3 |
Социальный блокбюджета производит пока удручающее впечатление. Минздраву увеличили финансирование под реформу. Но деньги пойдут не на лечение и лекарства, а создание новой бюрократической структуры – Национальной службы здоровья.
Минобразования после принятой реформы поучит дополнительные средства пропорционально росту бюджетных расходов, но дополнительных средство для «новых» зарплат учителей там не просматривается. Напротив, передача техникумов и колледжей под управление местных советов может оставить многих преподавателей без работы.
Но самый интересный вопрос — это субсидии населению на компенсацию услуг ЖКХ. При тотальной задолженности госбюджета перед монополистами, количество средств, выделяемых на субсидии не растет, а сокращается – с 61 млрд в 2017 году до 55 млрд в 2018. Вывод напрашивается единственный: количество получателей субсидий будут массово сокращать административными способами и уловками.
По-прежнему продолжается практика моратория на выполнения ряда социальных законов.
Подавая проект бюджета в парламент, Минфин сократил в тексте законопроекта полномочия бюджетного комитета в сфере перераспределения некоторых бюджетных средств. В частности, его устранили от вопросов выпуска облигаций внутреннего государственного займа и средств, предусмотренных для неконтролируемых территорий Донбасса. Очевидно, это было сделано сознательно для дальнейшего торга с членами бюджетного комитета.
Представленный парламенту проект бюджета является предварительным черновым вариантом. Это заготовка для торга между Кабмином и парламентом, а также внутри последнего, средство привлечь пряником ситуативных членов коалиции. Зря, что ли, например, одиозные депутаты Максим Микитась и Александр Супруненко недавно устремились в «Волю народа»?
Проект госбюджета рассмотрит профильный парламентский комитет, и он явно останется «недовольным». Большие бюджетные торги стартовали.