Профсоюзы в Украине: взносы работники предприятий платят, но помощи не ощущают

Профсоюзы в Украине, согласно действующему законодательству, обязаны защищать интересы наемных сотрудников на государственных и частных предприятиях. Но спустя 27 лет с момента начала независимости украинского государства профсоюзные организации существуют формально, но вот выполняют ли они свои функции — вопрос. Корреспондент ГолосUA выяснял, как сегодня влияют профсоюзы на качество условий работы наемных сотрудников, и есть ли альтернатива?

Все началось с развала страны

С началом получения Украиной независимости в государстве была создана Федерация профсоюзов Украины, основной формальной задачей которой была помощь отраслевым профсоюзам, которые имели полномочия отстаивать права наемных сотрудников.

В 2004 году  в Украине была основана Национальная Конфедерация профсоюзов Украины. Тогда же председатель Конфедерации Вадим Ткачев сообщил, что в стране функционируют кроме НКПУ еще 60 отраслевых профсоюзов.

По состоянию на июль 2018 года, в Украине зарегистрировано около 11 тыс. профсоюзных организаций, сообщил на дискуссии летом глава Конфедерации Петр Петриченко.

Раньше их было в десятки раз меньше, но полномочия профсоюзов можно было использовать в 90-х годах для сохранения рабочих мест.

Как сообщила ГолосUA руководитель ОО «Агентство развития предпринимательства женщин и молодежи» во Львове Леся Довганик, после обретения Украиной независимости в стране начали разваливаться и продаваться с аукционов целые предприятия, люди оставались без работы. Время было сложное, признает она, но если бы профсоюзы вмешались, рабочие места были бы сохранены.

«Когда начали закрывать предприятия, то профсоюзы должны были бы быть опорной силой работников за сохранение рабочих мест. Они по ряду причин делали не это не очень активно», — говорит она.

Л. Довганик уточнила, что в советское время важность профсоюзов была не только в том, что они могли защитить права граждан, а и в том, что могли обеспечить бесплатными или льготными путевками для отдыха. Но 2018 году многие объекты социальной инфраструктуры проданы частным лицам, соответственно, профсоюзы и их объединения всех уровней не могут обеспечить своим членам льготные путевки.

«Когда начала совершенствоваться независимость Украины, то начали создавать независимые профсоюзы Украины, потому что любой гражданин Украины может платить членские взносы и хочет за эти взносы получать определенную отдачу. В советские времена были бесплатные и льготные путевки, соцпакеты и так далее. В независимой Украины планировали сделать также. Федерация деньги, которые собирала, вкладывала в санатории, детские лагеря. Теперь часть этой недвижимости есть на балансе предприятий, остальная же приватизирована, так как закрылись предприятия, отобрали соцобъекты. Например, Львовский автобусный завод сейчас не работает и лагерь для отдыха детей отчужден и продан», — говорит эксперт.

Профсоюзы как источник заработка для их организаторов

По словам Петра Петриченко, который в 2010 году уже возглавлял Национальную Конфедерацию профсоюзов Украины, Федерация профсоюзов использовала свои полномочия не во благо своим членам, которые платили профвзносы.

«Если смотреть на название профсоюза (как по мне, и на название партий), сразу видно, что он создан не для защиты людей, а для защиты корпоративных интересов, чтобы занять профсоюзную нишу и не допустить тут создания настоящих профсоюзов. ФПУ этому потакает, потому что это дает ей возможность и дальше властвовать. Практически их большинство, — карманные, желтые, частные — созданные под конкретную цель. Это простой сбор профвзносов как дополнительного налога с заработной платы в размере 1%», — сообщил он в комментарии УНИАН в 2010 году.

Тогда же он заявил, что выгоду от сотрудничества с профсоюзами ФПУ получили люди, которые соглашались создать уже в независимой Украине профсоюз, который отстаивал интересы работодателя, а не работника.

«Угодническая роль «желтых» профсоюзов, созданных под работодателя на госпредприятиях и в учреждениях организациях, – таких, как Академии наук, организации железнодорожников, таможенников, вооруженных сил, внутренних дел, пищевой и перерабатывающей промышленности и тому подобное, была известна всегда. Они всегда выступали заодно с ФПУ и, находясь в рядах независимых профсоюзов, в удобный момент им изменяли в угоду собственным корпоративным интересам. Их старания были вознаграждены: кто с «барского» плеча получил представительство в том или другом фонде социального страхования, кто за государственные средства слетал в Женеву на Международную конференцию МОП, а кто просто получил себе личные преференции, изменив интересам независимого профсоюзного движения», — добавил П. Петриченко.

В 2018 году П. Петриченко на дискуссии о роли профсоюзов сообщил, что действующая власть устраняет профсоюзы от принятия решений, которые повлияют на миллионы людей в стране.

«Власть не хочет с нами проводить консультации», — сказал он.

В то же время Л. Довганик считает, что налаживание коммуникации профсоюзов и исполнительной власти — это рабочий процесс, может быть разное. «Это должен быть диалог в развитии, если не договорились в моменте, то должна быть рабочая встреча, план действий и нужно идти к тому. Я считаю, не может В. Гройсман не выполнять то, что хотят профсоюзы. Может, не в полной мере это выполняется. У них должна быть единая цель – обеспечение достойного качества жизни. Профсоюзное движение сегодня цивилизованно развивается, есть форма социального диалога: есть профсоюз, работодатели и государственная администрация. Например, во Львовской области подписан социальный диалог, который предусматривает создание новых рабочих мест, оплату больничных. Коллективы подписывают коллективные договоры, профсоюз смотрит, делается ли все в соответствии с ним», — сказала она.

На вопрос «Как же быть с профсоюзами, которые, допустим, не могут защитить права шахтеров и те полгода и больше остаются без зарплаты?» Л. Довганик ответила: «Вообще, тема шахтеров, я думаю, политическая. Ведь не сегодня же стало известно, что шахты требуют затрат, чтобы откачивать воду, что их нужно модернизировать. Но у тех, кто платит членские взносы, есть право перестать их платить, если их требования не выполняются».

Нужны ли профсоюзы современной Украине

Права наемных работников легче защищать с позиции профсоюзной организации, считает юрист Александр Паратов. Он рассказал ГолосUA свою историю создания профсоюза при ГП «Экспертный центр» при Минздраве Украины. Какое-то время А. Паратов работал в «Экспертном центре» и пришел к выводу, что, например, экспертиза лекарств могла бы производиться более качественно. А ведь эти лекарства потом будут принимать наши граждане, так что вопрос нешуточный.

Александр зарегистрировал профсоюзную организацию, и вскоре его оттуда уволили под каким-то  предлогом.

Но Александр, устроившись на другую работу (благо, образование и опыт позволяли получить руководящую должность), решил за профсоюз для сотрудников ГП бороться. Он подал в суд с требованием восстановить на работе и начал переписку с руководством ГП, требуя выдать ряд  документов, чтобы профсоюз контроль  над деятельностью руководителя «Экспертного центра».

Он предоставил ГолосUA два письма от и.о. главы Минздрава в ответ на его запросы.

«Эти два письма являются доказательством того, что Минздрав Украины в лице У. Супрун не считает нужным уделять внимание общественным организациям и объединениям, которые представляют интересы населения Украины, что дополнительно свидетельствует о наплевательском отношении с ее стороны на эти самые интересы «пересічних» (не могу подобрать перевод) украинцев. По тексту писем можно также сделать выводы: 1. О сознательном непредоставлении документа, на основании которого Профсоюз смог бы осуществлять общественный контроль за деятельностью руководителя предприятия (на предмет соответствия этих действий требованиям трудового законодательства), соответственно просматривается четкий умысел — любым путем избежать дополнительного контроля со стороны общественности. 2. О нежелании разбираться в том, кто именно виноват в причинении материального ущерба предприятию. Предприятие не бедное, подумаешь — 170 000 грн туда, 170 000 грн сюда — предприятие не обеднеет, зачем же нужно разбираться. А вдруг при разбирательстве кто-то из «своих» окажется виновным?  А о том, что использование средств предприятия должно быть эффективным, У.Супрун не знает, ну или не хочет знать, у нас же в медицинской сфере с финансированием все отлично, денег на все хватает, можно не экономить», — сказал он.

В то же время, А. Паратов добавил, что профсоюз при Минздраве действительно нужен, потому что руководство «Экспертного центра» склонно к нарушению процедуры экспертизы лекарств. Но за процедурой никто не следит, потому что, как было сказано выше, Минздраву это не интересно.

При этом в «Экспертном центре» была проведена реорганизация, которая в прямом смысле развязала руки его руководству. «В 2017 году без ведома и участия профсоюза была проведена реорганизация предприятия, изменена его организационно-штатная структура и утверждено новое штатное расписание, а также изменены условия оплаты работы сотрудников. Профсоюз  обращался к предприятию с письмом от 17 февраля 2017 года с требованием сообщить о причинах, по которым профсоюз вовремя не получил информацию о запланированных изменениях, чтобы узнать количество планируемых увольнений сотрудников в соответствии с ч.2 ст.49 КЗоТ и ч.3 ст. 22 и п.3. ч.1 ст. 38 Закона Украины «О профессиональных обществах, их правах и гарантиях деятельности». Администрация предприятия не предоставила ответа по сути поднятого вопроса», — сказал А. Паратов.

В то же время, как известно ГолосUA, летом 2018 года суд восстановил А. Паратова на работе в «Экспертном центре», при этом он еще долго добивался того, чтобы ему позволили войти на предприятие.

При этом А. Паратов отмечает, что как он видит, украинцы будут стараться обходиться без профсоюзов, потому что очень боятся конфликтов с работодателями и утраты работы.

Как считает политолог Алексей Якубин, в Украине условия труда граничат с рабскими. Речь не идет о том, что на людей надевают кандалы. Речь о том, что сотрудников могут принуждать к какой угодно работе, а Минсоцполитики это не контролирует. «Государство дистанцировалось от сферы трудового законодательства. Формально есть Министерство социальной политики, но фактически никто из чиновников не контролирует исполнение прав наемных сотрудников, не мониторит условия их работы. Получилось, что в Украине под лозунгами правительства А.Яценюка и правительства В.Гройсмана о дерегуляции отменили необходимость надзора таких структур над бизнесом, над большими, над небольшими предприятиями», — подытожил эксперт.

Профсоюзы можно заменить лоббированием

В то же время аналитик CASE-Украина Владимир Дубровский сообщил ГолосUA, что, по его мнению, украинцы уже перешли от стадии пассивного созерцания процессов в стране к их корректировке. «После Революции Достоинства изменилось отношение общества к происходящему. Сформировалось гражданское общество, которое стремится отстоять свои интересы, и это хорошо видно на примере бизнес-структур. У нас никогда не было столько ассоциаций, объединений, которые бы буквально лоббировали интересы производителей, поставщиков в правительстве, в парламенте. Но вопрос в ограниченном доступе к ресурсам. Если вы не представляете известную структуру, или вы неизвестная личность, человек с улицы, вас не пустят на телевидение сказать речь. И принцип ограниченного доступа можно преодолеть, если при возможности помогать оппозиционным партиям. Оппозиция — это те, кто критикуют власть, если примкнуть к ним, то можно получить моральную и другую поддержку,   а также доступ к ресурсам, в том числе и к СМИ», — сказал он.

«Нам, обычным людям, которые не являются бизнесом, нужно научиться объединяться  в группы и лоббировать свои интересы, находя единомышленников, возможности, реализуя проекты, которые помогут людям, обществу обрести новые возможности. То есть, можно говорить «А Баба Яга против», а можно конструктивно предлагать свой вариант и договариваться открыто, за круглым столом», — сообщила Л.Довганик.

Похоже, вскоре тема профсоюзов будет менее популярна, чем тема лоббирования. В Раду был внесен документ под номером 7129, который назван «Проектом закона об обеспечении прозрачности и законности коммуникации с субъектами властных полномочий».  Законопроект после принятия парламентом позволит изменять законодательно закрепленные условия труда и условия функционирования профсоюзов. Так что все в наших руках: захотим изменить условия – изменим, не захотим – будем дальше уповать на то, что волшебник-профсоюз повысит нам зарплату и увеличит количество оплачиваемых отпускных дней.

 

Читайте также по теме