Новый 2021 год в Украине начался с протестов граждан против повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги. В течение недели в разных формах они прошли практически во всех регионах Украины. Повышение тарифов в стране действительно произошло, и люди во время экономического и социального кризиса уже получили счета со значительными суммами к оплате, особенно за отопление. И это за декабрь, не самый холодный месяц. Но вспыхнувшие тарифные протесты имеют отчетливые признаки координации и не являются спонтанными. К ним уже присматриваются оппозиционные политические силы. В этой ситуации власть может пойти либо на символическое снижение тарифов, либо провести кадровые ротации на самой верхушке правительства.
Максимальная прибыль
Новый год в Украине традиционно начинается с повышения коммунальных тарифов и цен на энергоносители. Пока люди заняты праздниками, они забывают, что вскоре им придется оплачивать громадные счета за ЖКУ. Январь 2021-го принес повышение стоимости всего спектра коммунальных услуг.
С 1 января были повышены тарифы на производство тепловой энергии для населения и других потребителей у 23 ТЭЦ и когенерационных учреждений. Менее всего тарифы выросли для Днепровской ТЭЦ – 5,5 %, больше всего для компании «Евро-реконструкция», которая обслуживает районы на левом берегу Киева – 49,7 %. Рост этих тарифов часто довольно манипулятивен и не содержит экономических предпосылок. Часто в них занижается стоимость газа, а прибыль растет.
«В теплокоммунэнерго Хмельницкого заложили стоимость газа ниже, чем та, что была на начало 2019 года, но тариф заложили выше, – рассказывает директор аналитико-исследовательского центра «Институт города» Александр Сергиенко. – Они колоссально подняли прибыль. Если раньше прибыль на 1 Гкал была 5,5 гривен, то сейчас они заложили прибыль в 10 раз больше – 55 гривен. Такая же ситуация, когда стоимость газа падает, а стоимость Гкал растет, в Кропивницком на соответствующем коммунальном предприятии. Там рост на 21 %. В Одессе на 11 гривен упала стоимость топлива, а почти на 200 гривен выросла стоимость Гкал. В Каменец-Подольском вообще ситуация парадоксальна. Стоимость топлива на 1 Гкал упала приблизительно на 100 гривен, а стоимость Гкал выросла больше чем на 400 гривен. При этом прибыль на 1 Гкал выросла с 2,5 гривен до 126. Мы видим прямую попытку нажиться на новом тарифе. Никакой логики, последовательности, определенного подхода к изменению тарифов мы не видим».
В самом конце 2020 года был отменен и льготный тариф на электроэнергию. Бедные слои населения старались уложиться в потребление до 100 кВт-ч и платить по 90 копеек за кВт-ч. Теперь эта цифра поднимается до 1,68 гривен. Это реакция на общую задолженность, которая сложилась на рынке электроэнергии.
«Искривленная структура рынка электроэнергии, заточенная на спекулятивные операции, привела к общему росту задолженности, – говорит эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский. – Если мне не изменяет память, на конец года рынок вышел с задолженностью в 40 миллиардов, включая нераспределенную задолженность еще за предыдущие периоды, когда существовала предыдущая модель. “Мудрейшее” решение – переложить это на плечи потребителя».
Наконец, в Украине подорожал газ. Самую низкую цену на январь выставила компания «Газ АП» – 6,99 гривен за кубометр. На 14 % подорожало голубое топливо у «Нафтогаза» – 7,22 гривны/м3. Но это самые низкие цены, которые существуют на рынке. Подавляющее их большинство стартует от 8,5 до 9,92, а максимальную цену выставила компания «Львовэнергосбыт» – 10,8 гривен/м3. В целом по рынку газ подорожал на 13-19 %, и в этом нет ничего сенсационного. Цена газ начала расти на европейских биржах. В декабре она достигла высокой цены в 220 долларов за тысячу кубометров, а в начале января начала колебаться на уровне 252-254 долларов, что стало максимумом за последние два года. Ничего не поделаешь: в Украине приходится жить, как живем, а платить, как в Евросоюзе, по импортному паритету.
«С августа отменено государственное регулирование цен, в результате получили то, что получили, – говорит Валентин Землянский. – При наличии монополиста в лице “Нафтогаза”, который монопольно владеет ресурсом “Укргаздобычи”, крупнейшей газодобывающей компании в Украине, не отдавая его в свободный рынок и заключая контракты либо с избранными, либо вообще закачивая газ в подземные хранилища. Привязка к европейским биржам. В результате мы получили в январе вилку от 7 до 10 гривен без учета транспортировки».
Эксперт считает, что и в следующем месяце украинские потребители могут ожидать роста цен на газ: «По газу в лучшем случае в феврале мы будем иметь ту же цену, что и сегодня. В худшем – цены пойдут вверх. Погода холодная, нас ждет резкое похолодание, в Европе тоже снег и морозы. Объемы потребления газа растут, цены соответственно тоже растут», – отмечает Валентин Землянский.
На этом фоне в феврале цена на газ в 14 гривен/м3 с учетом стоимости транспортировки газа может быть весьма сносной и выглядит с позиций сегодняшнего дня вполне реально. Кстати, сама транспортировка газа за последнее время выросла в среднем на 80 %. Меньше всего в компании «Киевгаз» – на 12 %, больше всего в «Тернопольгоргазе» – аж на 183 %.
«Уже совершенно понятно по динамике роста цен и тарифов на энергоресурсы, что государство в лице государственных монополистов, как производителей, так и распределительных структур, каждая структура решила максимизировать свою прибыль исключительно за счет потребителей, как промышленных, так и бытовых. Просто максимизировать прибыль. Это означает, что в Украине просто отсутствует любая энергетическая политика», – считает экономист Андрей Новак.
Спонтанный протест?
В первый же рабочий день нового 2021 года на всю Украину стало известно село Засулье Лубенского района Полтавской области. В понедельник, 4 января, возле него около 300 человек из ближайших сел перекрыли трассу Харьков-Киев. С 10 до 12 часов дня они ходили по пешеходному переходу, в результате чего на трассе образовалась пробка. Так люди протестовали против повышения стоимости распределения газа вдвое.
«Ситуация складывается таким образом, что власть через тарифы объявила населению классовую войну, – комментировал протест политолог Алексей Якубин. – То есть у них цель вытягивать из населения как можно больше денег, не наведя в данной сфере прозрачности. Когда мы видим, что даже во время карантина у нас продолжают повышаться тарифы параллельно с тем, что власти обещали работать над их понижением, то это работает против самой власти. Высока вероятность того, что мы увидим тарифные майданы, которые, кстати, уже были в ряде стран. В Армении и Болгарии, например. А у нас это еще накладывается на падение доверия к власти».
Акцию возле Засулья, как это видно по фото с мероприятия, внимательно охраняли полицейские, хотя блокирование транспортных коммуникаций соответствует статье 279 Уголовного кодекса Украины и предусматривает наказание от штрафа до исправительных работ и ограничения свободы на срок до трех лет. Значительное количество участников акции, их бесстрашие, а также резонанс события в центральных украинских СМИ может свидетельствовать о координации, разностороннем сопровождении и спланированности протеста.
В течение ближайшей недели тарифные протесты в виде блокирования автодорог и митингов под местными советами и облгазами распространились в других регионах Украины. Их география значительно расширилась: Полтавская, Харьковская, Днепропетровская, Черновицкая, Винницкая области, Николаев, Одесса, Краматорск, Херсон, Мелитополь, Кропивницкий, Львов, Ивано-Франковск. Расширились и требования: с настойчивых просьб снизить тарифы именно на транспортировку газа перешли к требованию снизить все жилищно-коммунальные тарифы и цены. Участники акций начали координировать свои действия и требования в соцсетях и мессенджерах.
По мнению политического эксперта Андрея Кучера, этими акциями будут пользоваться оппозиционные политические силы: «Все эти перекрытия дорог похожи на скоординированные действия, и эти координируемые действия будут продолжаться по всей Украине, – говорит эксперт. – Они точно будут привлекать внимание СМИ, власти и так далее, но они не призваны разрешить ситуацию. Они призваны больше обратить внимание на повышение тарифов, и тем самым распространить месседж, что это плохо, ничего сделать нельзя, это тупик и так далее. По моему мнению, конструктива от этих массовых акций нет и не будет».
Эксперт считает, что такие протесты являются следствием недостаточной коммуникации с обществом со стороны власти: «У людей действительно есть повод выходить на улицу, – говорит Андрей Кучер. – Со всей этой карантинной историей очень сложно выживать на обыденном человеческом уровне. Когда еще повышаются тарифы, что еще больше сужает возможности для людей и для их материального положения, то такие вещи нужно очень серьезно продумывать. Если мы посмотрим на опыт европейских стран, то всегда при любой подобной тарифной инициативе следуют социальные дополнения – субсидии, доплаты. Мы же знаем, что субсидии уменьшаются для граждан Украины, поэтому ситуация действительно критическая. По моему мнению, сделано абсолютно непрофессионально с точки зрения коммуникации власти и граждан. Соответственно будут последствия для власти».
По мнению политтехнолога Александра Теплюка, тарифные протесты будут развиваться и дальше: «Потому что очень много заинтересованных людей в данных майданах, – говорит эксперт. – Нужны ли они? Да, потому что государство ничего не делает для развития экономики, для поддержания человека, но при этом спокойно дает возможность монополистам поднимать тарифы, забирая последние копейки у пенсионеров. При этом люди, которые не нуждаются в помощи, покупают себе дома, отдыхают в “Буковеле”, а у простого гражданина все отбирают и забирают. Люди у власти вообще не понимают людей, которые находятся на низах и которые последние копейки выкладывают, достают и оплачивают».
«Волна задолженности растет»
Одним из провалов власти в тарифной политике называется то, что государство полностью отстранилось от регулирования тарифов до адекватного, посильного для уплаты уровня, оставив население один на один с энергетическим бизнесом, не защищая народ от беспредельного повышения цен. Одним из обещаний президента Зеленского было навести порядок в тарифной сфере. Во время президентской кампании 2019 года он делал трагическое лицо и чуть ли не хватался за сердце, когда эксперты из его команды рассказывали, как много граждане Украины платят по коммунальным счетам. Но при его президентстве Зеленского ничего не изменилось. В прошлом отопительном сезоне новую власть спасала теплая зима и тенденция низких цен на газ в Европе. Да и правительство Гончарука, каким бы бестолковым не было, за что и поплатилось отставкой в марте 2020 года, но как-то пыталось балансировать в тарифной политике хотя бы на словах. Например, предоставив регионам возможность менять тарифы на тепло при снижении стоимости газа. Но в текущем сезоне стоимость отопления стала уже выше, чем несколько лет назад.
Сравним. За декабрь 2018 года отопление однокомнатной квартиры в Киеве стоило 942 гривны при тарифе 1354,78 гривен за 1 Гкал. К декабрю 2019-го тариф вырос на 300 гривен (22 %) до 1654 гривны за 1 Гкал, и стоимость отопления за последний месяц года составила 645,74 гривен – прошлая зима была аномально теплой. Но за декабрь 2020 года при сохранении тарифа уже выставили счет в 1058 гривен. Стоимость отопления месяц к месяцу выросла на 63,8 % и на 35,5 % по сравнению со стоимостью тепла в ноябре 2020 года.
Отопление в трехкомнатной квартире в Киеве в декабре 2018 года стоило 1856 гривен, в декабре 2019-го – 1335 гривен, в декабре 2020 подскочило до 2231 гривен, в ноябре составило 1421 гривну. Опять же фиксируем повышение суммы в платежке на 67 %, если сравнивать декабрь 2019 к декабрю 2020 года, и на 57 %, если сравнивать декабрь с ноябрем 2020 года.
В это же время, по данным Госстата, в третьем квартале 2020 года 42 % расходов украинских домохозяйств пришлись на продукты питания и безалкогольные напитки, 11,9 % – на жилье, воду, электроэнергию и другие виды топлива. Только 5,7 % – на здравоохранение, 3,6 % – на отдых и культуру, всего 1,3 % – на образование. Как правило, данные аналогичного исследования за четвертый и первый кварталы, на которые приходится отопительный сезон, показывают рост доли расходов на коммуналку до 15-20 %. Согласно опросу Госстата, по итогам 2019 года 65,3 % украинцев считали себя бедными, 33,6 % не отнесли себя к бедным, но и не признали себя средним классом.
По мнению директора «Института города» Александра Сергиенко, население Украины во время экономического и социального кризиса отреагирует на рост тарифов не столько участием в протестах, сколько неплатежами. Зимой оно будет просто не в состоянии погасить счета сполна.
«Есть данные за октябрь и ноябрь. За этот месяц задолженность населения выросла на 10 миллиардов. На 1 ноября было 56, а на 1 декабря уже стало 66, – рассказывает эксперт. – Чтобы понять, какая это тенденция, я скажу, что летом это было на уровне 53-55 миллиардов, а 67 миллиардов было только в январе. Мы в ноябре уже вышли на показатель января прошлого года. Это значит, что в декабре мы преувеличим показатель января, а в январе преувеличим показатель декабря. Очень похоже на то, что в феврале мы выйдем на 76-80 миллиардов задолженности. Вот это будет реакция населения. Это можно сказать на 100 %, потому что волна задолженности из года в год зимой растет. Это будет ответ населения на рост тарифов. Как говорится, много хочешь, мало получишь».
Тарифы подняли, чтобы опустить
В Рождественский вечер, 6 января, и. о. министра энергетики Украины Юрий Витренко сообщил на своей странице в Фейсбук, что его ведомство закончило мониторинг розничного рынка газа. Чиновник использовал к рыночным ценам на газ эпитет «справедливые» и больше заострил внимание на субсидиях: «…субсидии не решают проблемы уязвимости потребителей от значительного и стремительного увеличения рыночной цены. Минэнерго предложило вариант решения этой проблемы. Сейчас он прорабатывается с другими министерствами», – сообщил Витренко. О стоимости тепловой энергии – молчок.
На рост тарифов отреагировали и в «Слуге народа». Некоторые депутаты монобольшинства признали, что суммы в платежках для населения непосильные. Глава фракции «Слуга народа» Давид Арахамия сообщил, что в ближайшие дни будет представлен план антикризисных мер в связи с ростом тарифов. Его готовят совместно с правительством и Офисом президента.
«Тарифы настолько подняли, чтобы в дальнейшем опустить, немножко, на какой-то определенный процент, – говорит Александр Теплюк. – Это банальная манипуляция, которую всегда производила власть. В дальнейшем придет президент и скажет, что я решил вопрос и опустил. Это то, что в дальнейшем нас ждет. Власть будет сбивать протесты понижением, которое уже заложено в тарифы. Но с учетом того, что в этих процессах заинтересованы другие политические силы, затухнуть этому протесту никто не даст, потому что слишком много заинтересованных людей в раскачивании ситуации и замены той политической конъюнктуры, которая создалась после прихода партии “Слуга народа”».
По мнению экономиста Андрея Новака правительство пока заняло выжидательную позицию по отношению к тарифным протестам, которые могут привести к кадровым ротациям в самом Кабмине: «Я склонен к тому, что даже если эти акции протеста будут нарастать, то выпускать пар будут через смену некоторых должностных лиц, на которых спишут, что они были неправильными. Хотя суть не в должностных лицах, а в системе, которой нет. Государство в Украине решило быть бизнесменом и максимально зарабатывать на потребителях, причем на всех рынках – энергетическом, продовольственном, на курсе гривны», – отмечает эксперт.
С тем, что тарифные протесты могут подтолкнуть к переформатированию правительства, соглашается политический эксперт Руслан Бизяев: «Именно поэтому рано или поздно этот майдан доберется до Киева, – считает он. – Даже если будет принято решение о частичном снижении тарифов, я думаю, что сила инерции еще каким-то образом будет толкать людей на протест. Раскручивание этой темы, которая становится мейнстримной в наших СМИ и в соцсетях, все-таки смоделирует ситуацию, когда один-два массовых протеста в Киеве состоятся. Я пока не вижу предпосылок, чтобы это все перешло в политическую плоскость, потому что нет четкой программы. Сам по себе тарифный майдан – это локальное явления. Для того, чтобы привести к серьезным политическим потрясениям, нужна уже другая повестка дня. Я ее пока не вижу. Все закончится на лоббировании этой темы, на фоне тарифного майдана параллельно будут подниматься еще несколько тем. Это и ситуация в малом и среднем бизнесе, это ситуация с рынком земли. Точек сбора экономического майдана достаточно много».
«Мне кажется, что сейчас разыгрывается еще один спектакль, – говорит Александр Сергиенко. – На фоне массовых протестов будет назначен новый премьер, которым будет господин Витренко, который скажет, что я сейчас вам разрулю. Бросят какую-то косточку, его назначат премьером, а это значит, что во главе правительства будет прямой агент Коломойского, вот и все, чем это закончится».