Языковой закон пытаются оспорить как дискриминирующий нацменьшинства, а у Президента заявляют, что русского и других языков закон не касается – речь в нем идет только об украинском. Но имеется еще пункт о неперсональном голосовании…
«Какое-то количество депутатов не было зарегистрировано»
В четверг, 9 июля, Конституционный суд продолжит открытые слушания по делу о конституционности Закона «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного».
Авторы представления указывают, что закон не соответствует Конституции, поскольку он «направлен на дискриминацию русского, других языков национальных меньшинств Украины, дискриминацию граждан по языковым признакам». Кроме того, они заявляют, что закон принят с нарушением конституционной процедуры рассмотрения (неперсональное голосование).
Представление в КС подали еще депутаты VIII созыва в июне прошлого года. Срок рассмотрения затянут. По ч. 2 ст. 75 Закона «О Конституционном Суде Украины» он не должен превышать шести месяцев.
Примечательно, что представитель Президента в Конституционном суде, депутат от фракции «Слуга народа» Федор Вениславский прямо заявил, что позиция Президента в этом вопросе однозначна: оснований для отмены закона нет. Дескать, Раде следует принять отдельный закон, который будет регулировать статус русского и других языков нацменьшинств.
«Это представление много в чем искусственное. Предметом правового регулирования закона является обеспечение функционирования украинского языка. Речь идёт исключительно об украинском языке. Предметом правового регулирования этого закона не является статус других языков. Никакого неравенства статуса языков национальных меньшинств в этом законе нет и быть не может», — сказал Вениславский на заседании КС 7 июня.
Экс-глава Верховной Рады Андрей Парубий, под председательством которого был принят закон, заявил, что представление – «это часть гибридной атаки на Украину как на государство». Он отметил, что отсутствие письменной регистрации народного депутата не означает его отсутствие на пленарном заседании, поскольку утренняя регистрация происходит в 10 часов, но каждый, кто опоздал, полноценно участвует в работе парламента.
«То есть, аргумент о том, что какое-то количество депутатов не было зарегистрировано, но голосовало, бессмысленный и не может свидетельствовать, что незарегистрированный депутат не принимал участия в голосовании», — заявил Парубий.
Следует напомнить, что прежний языковой закон 2012 года «Об основах государственной языковой политики» (его авторами были народные депутаты от «Партии регионов» Вадим Колесниченко и Сергей Кивалов) был признан неконституционным именно под предлогом процедурных нарушений при его принятии. Претензий к содержанию у КС не было.
В 2018 году КС признал нарушения имеющими «системный характер» и установил, что закон «Кивалова-Колесниченко» был принят без обсуждения во втором чтении, не рассматривались поправки и предложения народных депутатов, а само голосование проходило с «физическим препятствованием» и с использованием карточек депутатов, которые отсутствовали в зале заседаний.
Вместо закона Кивалова-Колесниченко в апреле 2019 года был принят нынешний закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного».
В материалах конституционного представления говорится, что закон приняли при поддержке 278 народных депутатов, но среди проголосовавших 22 народных депутата не были зарегистрированы во время письменной регистрации в Верховной Раде. Дескать, голосовали только их карточки.
«Исключает другие языки из публичной сферы применения»
Политолог Елена Дьяченко отмечает: «Закон нарушает Конституцию в части соблюдения предписанной Конституцией процедуры рассмотрения и принятия законопроекта: а именно требования голосовать лично. Закон был принят голосованием более двух десятков карточек народных депутатов, отсутствующих на пленарном заседании».
Кроме того, политолог подчеркивает, что языковой закон нарушает Конституцию в части дискриминации русского и других языков.
Напомним, что закон «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» обязывает использовать только украинский язык во всех сферах общественной жизни.
Предполагается, что через пять лет вступит в силу норма закона, согласно которой квота на украинский контент в эфире телеканалов должна составлять 90%. Через 30 месяцев всеукраинские печатные СМИ должны иметь украинскую версию, а через пять лет ее должна иметь и местная пресса.
В рамках закона вводятся штрафы. Кроме того, закон указывает, что попытки введения в Украине официального многоязычия являются действиями, «направленными на насильственное изменение или свержение конституционного строя». А предприятия и организации всех форм собственности, которые работают с клиентами и потребителями, должны обслуживать их на украинском языке.
Когда закон приняли, политолог Руслан Бортник прогнозировал возможность его отмены Конституционным судом (хоть бы и под предлогом процессуальных нарушений, как произошло с прежним языковым законом). «В законе есть огромный негатив, который исключает другие языки кроме украинского, из публичной сферы применения», — отмечал он.
По мнению эксперта, закон нарушает ст. 10 Конституции, гарантирующую свободное развитие, использование и защиту русского, других языков национальных меньшинств.
Кроме того, Статья 11 Конституции гарантирует содействие языковой самобытности национальных меньшинств. Статья 22 не допускает сужения существующих прав и свобод. Статья 24 подчеркивает, что не может быть привилегий или ограничений по языковым или иным признакам. Статья 53 гласит, что гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, гарантируется право обучения на родном языке.
Однако судья-докладчик по делу Сергей Головатый огласил заключения экспертных учреждений по оспариваемому вопросу. Так, Министерство культуры в своем заключении заявило, что русский язык не является исчезающим и остается фактически наиболее часто употребляемым языком, что свидетельствует об отсутствии признаков дискриминации.
Уполномоченный Верховной Рады в своем заключении также подчеркнула отсутствие дискриминационных признаков в отношении русского или других языков нацменьшинств, а также отсутствие понятия привилегий для русскоязычного населения.
В ряде экспертных заключений высших учебных заведений Украины тоже подчеркивалось отсутствие дискриминационных признаков в отношении русского языка.
На улице возле здания Конституционного суда проходила акция протеста — Представители Ивано-Франковского горсовета требуют не менять закон о государственном языке.