Андрей Кислов
17:00 06/02/2020

Рада открывает рынок земли: «Первая кровь» или «обезьяньи прыжки»

Аграрии отмечают неготовность судебной и правоохранительной системы защитить их от рейдерства при открытии рынка. Они указывают на коррупцию и бюрократию. Но масштабы организованных политиками протестов против распродажи земель сократились…

«Для нашего бизнеса не имеет значения»

В день рассмотрения закона о рынке земли фракции «Батькивщина» и «Оппозиционная платформа — За жизнь» пытались заблокировать работу Верховной Рады.  В частности, лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко заблокировала рабочее место спикера парламента Дмитрия Разумкова. Ее соратник Сергей Власенко пытался также пройти к президиуму, но на его пути встал депутат от «Слуги народа» мастер спорта по пауэрлифтингу Артем Дмитрук.

Позже выяснилось, что Тимошенко так крепко держала микрофон спикера, что до крови порезала руку. Фото с окровавленной руки опубликовал в Facebook народный депутат Андрей Мотовиловец.

Тем не менее, работа была продолжена. Вице-спикер Руслан Стефанчук поставил вопрос продолжения заседания до 19:30, и депутаты проголосовали за это 226 голосами.

«Парламент место для дискуссии, доказывайте свою правоту в дискуссии, а не в кулачных обезьяньих прыжках», — обратился Стефанчук к оппонентам.

На площади перед Верховной Радой собрались протестующие, был виден плакат «Продажа земли — геноцид народа». Однако протесты на этот раз были менее масштабными, чем ноябрьские.

Тогда рассмотрение переносили с 12 на 13 ноября, но протесты не утихали. Сначала недовольные снятием моратория с торговли землей перекрывали автомагистрали в регионах. Затем прибыли к зданию Верховной Рады, где припарковали трактора вдоль улицы. Тогда к парламенту принесли труп свиньи в гробу, пытаясь, таким образом, показать, что земельный рынок убьет отечественное животноводство.

При первом чтении против запуска рынка выступали фракции «Батькивщина», «Оппозиционная платформа – За жизнь», «Европейская солидарность» и депутатская группа «За будущее». Теперь «Европейская солидарность» Петра Порошенко просто заявила, что не видит возможности поддерживать принятие закона во втором чтении, поскольку ни одна из предложенных фракцией поправок не была учтена.

Эта фракция подала около сотни поправок. А всего от разных фракций подано 4018 поправок, и по процедуре положено каждую рассматривать отдельно.

Любопытно, что накануне экс- замглавы Администрации президента Порошенко, аграрный миллиардер Юрий Косюк, выразил отношение крупного агробизнеса к этому закону. Он заявил следубщее: «Для нас это не ключевой вопрос. Для нашего бизнеса не имеет значения, принадлежит ли земля, которую мы используем для производства птицы, мелким землевладельцам или крупным».

По его прогнозам, не более 10-15% владельцев будут продавать свою землю, и реформа не слишком повлияет на рынок в целом.

Иные оценки звучат со стороны зарубежных кредиторов. Так, директор Всемирного банка по делам Беларуси, Молдовы и Украины Сату Кахконен заявила, что земельная реформа является «единственной наиболее трансформирующей реформой для Украины», и при ее успешном внедрении она может стать «мировым центром экспорта продовольствия».

«Не сумасшедший ли я, работая в Украине»

Чешский бизнесмен Петр Крогман, мажоритарный собственник украинской компании Agromino с земельным банком свыше 50 тыс. га заявил в интервью НВ, что европейские инвесторы не заинтересованы вкладывать деньги в украинский аграрный бизнес.

«У страны сейчас не очень хорошая репутация. Очень много компаний с западными инвестициями были разграблены местными олигархами», — сказал он.

А основные проблемы в Украине, по словам чешского бизнесмена, «это рейдерство, коррупция и бюрократия».

«Влияние олигархов на суды низших инстанций очень сильное, поэтому наш опыт рассмотрение жалоб в них был негативным», — говорит он.

Следует отметить, что наиболее острым вопросом при обсуждении реформы стала покупка земли иностранцами и размеры наделов.  Ко второму чтению Президент Владимир Зеленский предложил уменьшить лимит с 210 тыс. га до 10 тыс. А иностранцам землю покупать будет запрещено до проведения специального референдума по этому вопросу.

Согласно законопроекту, право сельхозземли смогут покупать граждане Украины, юридические лица, зарегистрированные в Украине, территориальные общины и государство. Однако местные игроки также отмечают неготовность судебной и правоохранительной системы к открытию земельного рынка.

«Кто будет конфисковать избыток и какой суд будет решать, что и как? Если как наш «пещерный» суд в Киеве, то все ясно», — пишет в своем блоге эксперт Зиновий Свереда.

Он отмечает проблему безопасности: «Было совершено много ограблений и убийств простых фермеров в прошлом году. Без безопасности невозможно планировать долгосрочную стратегию. Кроме того, есть проблема рейдерства, которое невозможно осуществить без «прикрытия» от правоохранительных органов. Существует несколько видов рейдерства: финансовое, налоговое, законодательное, силовое и др.»

Неудивительно, что, согласно ноябрьскому опросу «Центра Разумкова», 77,6% украинцев приняли бы участие в референдуме об отмене моратория на продажу земли, и 68,3% из них проголосовали бы за продление моратория. Аналогичный опрос Киевского международного института социологии (КМИС) в ту пору показал, что лишь 22% украинцев были готовы поддержать отмену моратория на продажу земель.

«Удар по мелкому и среднему фермерству»

Политолог Кирилл Молчанов уверен, что «в Раде «продавят» рынок земли, потому что это позиция лично Президента. Он пообещал открытие рынка земли и западным партнерам, и МВФ».

Открытие рынка земли – одно из условий Международного валютного фонда, чтобы в Украину направили первый транш из программы расширенного финансирования в объеме 5,5 млрд. долларов, о которой договорились еще в прошлом году. В МВФ заявляют, что примут решение по программе помощи Киеву, когда украинские власти выполнят все поставленные перед ними задачи.

Кирилл Молчанов прогнозирует: «Если закон о рынке земли будет принят в нынешнем виде, то агрохолдинги смогут концентрировать в одних руках большие земельные участки. Будут заводить юрлица на разные подставные компании. Землю смогут покупать иностранные компании, которые работают на украинском рынке более трех лет. Это нанесет удар по мелкому и среднему фермерству.  В итоге сохранится нынешняя агросырьевая модель украинской экономики».

Заместитель руководителя Всеукраинской Аграрной Рады Михаил Соколов отмечет, что рынок земли планируется открыть в четвертом квартале 2020 года, и это — слишком рано.

«Уже очевидно, что малым и части средних аграриев оставшегося времени совершенно не хватит, не только на то, чтобы собрать деньги на выкуп земли, но и на то, чтобы подготовить свои предприятия к требованиям банков, без соблюдения которых кредит получить невозможно», — говорит Соколов.

По его словам, уже падает поголовье скота и производство молока- животноводы прекратили закупать новых коров.

«А зачем? Если аграрий не сможет выкупить землю, ему и коровы не нужны – где тогда корма для них выращивать?» -говорит эксперт.

Читайте также по теме