Разоряющий бюджет протекционизм: ноу-хау украинского Кабмина

С самого начала нынешнего глобального финансово-экономического кризиса, многие страны мира побеспокоились о том, чтобы защитить своего производителя и свои рынки. Меры, принимаемые правительствами и центробанками были различные: от накачки финансовой сферы деньгами (три волны «количественных смягчений» в США) до стимулирования потребительского спроса за счет госдотаций производителя или потребителям (программа по оплате части стоимости при покупки новых авто в Германии).
Все меры декларировались как временные и эффект от них был не сильно позитивный. Кризис продолжается и развивается. Но ни одна из этих мер не была разорительно для госбюджета в конечном итоге. Все же «плюс» был. Пусть и небольшой и непродолжительный.
Украина тоже попробовала защитить своих производителей. Вот только у нее все вышло все в точности наоборот, чем в других странах. Рынки не оживились, а просели. Производство – снизилось. Бюджет потерял деньги, хотя вроде бы никому их и не выдавал. Да еще и на экономические санкции в ответ уже «
color="#0000ff">нарвались». Почему? Да потому что прежде чем что-то делать, надо хоть чем-то думать и планировать как минимум на несколько шагов вперед.
В частности, Украина с 14 апреля ввела специальные пошлины на импорт в страну новых легковых автомобилей объемом бензинового двигателя 1 000 – 1 500 куб. см в размере 6,46% и 1 500 – 2 200 куб. см — 12,95% вне зависимости от страны происхождения.
Итого их введения стало:
  • За первое полугодие
    color="#0000ff">продано 104 238 тыс. новых легковых автомобилей, что на 5% меньше результата аналогичного периода прошлого года. Причем, если в апреле был всплеск продаж (авто старались купить до введения пошлин), то в мае-июне продажи упали на 20% (15,2 тыс. ед.)
    color="#0000ff">по сравнению с аналогичным периодом прошлого года;
  • производство легковых автомобилей в Украине в июле 2013 г. к июлю 2012 г. уменьшилось на 24,7% — до 4,4 тыс. шт. Общее их производство за семь месяцев текущего года
    color="#0000ff">снизилось на 50% — до 21,6 тыс. шт.
Но и это еще не все. «Гениальная попытка» защитить местных производителей таким образом может закончится невероятным фарсом. Потому что вместо трех лет, пошлины рискуют просуществовать всего семь месяцев. По крайней мере именно такой вывод можно сделать из заявлений министра иностранных дел Украины Леонида Кожары который 26 августа, на брифинге после встречи со своим японским коллегой Фумио Кисида,
color="#0000ff">отметил: «Вопрос о введении Украиной импортных пошлин на авто обсуждался. Я проинформировал моего японского коллегу о причинах применения импортных пошлин. Я проинформировал также моего коллегу о том, что Украина будет соблюдать свои обязательства перед Всемирной торговой организацией (ВТО), в том числе относительно импорта автомобилей. Все меры протекционистского характера, принимаемые в последнее время украинской стороной, вызваны прежде всего чрезвычайно беспокоящим негативным сальдо внешней торговли, которое достигла Украина в прошлом году. В случае, если Украина подпишет Соглашение об ассоциации и Соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) с Европейским Союзом (ЕС), то такие меры фактически будут сниматься автоматически».
Напомню, что подписания Соглашения о ЗСТ с ЕС планируется подписать в середине ноября текущего года. И известно об этом было задолго до 14 апреля, когда были введены пошлины на авто. Зачем было их вводить на несколько месяцев, рискуя получить в ответ санкции со стороны стран ВТО, если все равно придется их отменять?
Между прочим, после такого заявления министра, продажи авто снова упадут, так как потенциальные покупатели будут ждать отмены пошлин, за которым должно последовать снижение цен (ну или их возврат на уровень начала года). То есть, бюджет снова потеряет деньги.
Стратегии экономического развития Украина не имеет, а для бюджетной росписи – думать не обязательно, можно обойтись старым бюджетом. Подняв все показатели на величину инфляции/прогнозу по росту ВВП и т.д. Причем, исходя не из оценки ситуации на будущее, а руководствуясь принципом «хотим денег». Действуя в таком же ключе (не думая, без стратегии, ориентируясь только на «хочу денег») при введении любых протекционистcких мер, результат будет аналогичный – потери бюджета, падение рынка и ответные меры торговых партнеров.

Читайте также по теме