Реформа Нацполиции продолжится в 2018 году, но эксперты сомневаются в ее правильности, несмотря на победные реляции. Они констатируют, что разрушена система управления и подозревают манипуляции.
Показатели — плюс, а доверие — минус
Глава Национальной полиции Сергей Князев на итоговой годовой пресс-конференции сообщил, что в 2017 году полиция начала работать более эффективно.
«Количество раскрытых нами преступлений по сравнению с прошлым периодов выросла на 40 тысяч. На столько правонарушений мы направили больше материалов в суд», — сказал он.
Следует отметить, что в середине года министр внутренних дел Арсен Аваков утверждал, что уровень доверия граждан полиции составляет 42%. А 20 декабря были обнародованы результаты исследования Киевского международного института социологии. Согласно этим данным, Национальной полиции доверяет 31% украинцев. А не доверяют полицейским — 37,4 % граждан.
Таким образом, баланс доверия к Нацполиции отрицательный ( — 6,4%). Это при том, что уровень доверия граждан указан как единственный критерий эффективности работы в законе о Национальной полиции.
Эксперт по вопросам безопасности Сергей Шабовта уверен, что качественного изменения в работе правоохранительных органов после их реформирования не произошло.
«Полицейские натренированы быть приветливыми только в показушных ситуациях, где можно заработать положительный балл с точки зрения общественного мнения. Во всех других ситуациях, где требуется мужество и высокая подготовка, новые полицейские проигрывают. Они абсолютно беспомощны в борьбе с радикальными группировками и преступностью», — сказал он.
Примечательно, что Князев указывает, на то, что работу полиции население оценивает по ряду критерий, в том числе по раскрытию краж. По его словам, удалось сократить количество краж почти на 50 тысяч. Из 303 тысяч в 2016 году в 2017-м в полицию поступили заявления о 250 тысяч краж. Да и на 15 тысяч больше дел по кражам ушло в суд.
А насильственных преступлений в полиции стали меньше фиксировать. Например, уменьшилось количество зафиксированных разбойных нападений — в прошлом году было 3650, а в этом — 2660.
«Меня не очень удовлетворяет состояние раскрытия разбойных нападений, грабежей, угонов автотранспорта в 2017 году», — признался Сергей Князев.
Эксперт группы по реформированию органов правопорядка Реанимационного пакета реформ Евгений Крапивин ранее заявил в СМИ, что преступность растет, но полиция неохотно это отображает «Тут просто простые манипуляции с отсутствием регистрацией невыгодных дел», — говорит он.
Манипуляции, по его словам, происходят с закрытием так называемых «висяков», когда у полиции нет подозреваемых. Дескать, когда нужно сделать «красивую» статистику такие дела закрывают. И показатель закрытых дел, которые влияют на раскрываемость, растет.
Реформа продолжается, рейтинг страны ухудшается
Крапивин также заявил, что «никакого четкого плана развития у полиции нет, а точечные изменения не только не объединены общими целями, а часто носят противоположную направленность». Дескать, из-за сложности определения понятия «реформа» нельзя однозначно сказать, что она завершена, провалена или продолжается.
А Шабовта констатирует провал реформы.
«Сам проект под названием «Нацполиция» так и не реализовался. Результатов этого проекта нет. Уровень работы всей этой системы крайне низки», — утверждает эксперт.
По его словам, при реформировании была разрушена иерархия управления. «У нас теперь отдельно МВД и Главное управление полиции, которое сегментировано в каждом городе на собственное подразделение полиции, не всегда взаимодействующее с подразделениями МВД. Это является полным абсурдом».
По словам эксперта, теперь, чтобы принять решение для задержания преступника или задействования сил полиции, нужно прибегать к дополнительным иерархическим действиям.
«Это делает невозможным преследование преступников по горячим следам, введения операции «перехват» и так далее», — утверждает он.
Кроме того, Шабовта считает, что полицейские «абсолютно беспомощны» в борьбе с радикальными группировками.
Примечательно, что глава Нацполиции сообщил, что в 2017 году состоялось 72 тысячи массовых мероприятий и 400 фактов блокирования дорог. 700 мероприятий прошли со столкновениями, в которых пострадали и участники и полицейские. Всего травмировано 1 400 сотрудников полиции и Нацгвардии.
Следует отметить, что в 2017 году Украина вошла в ТОП-10 самых опасных стран мира для туристов. Рейтинг составил Всемирный экономический форум (ВЭФ). В нем Украина следует за Кенией и Гондурасом.
Также эксперты ВЭФ опубликовали и рейтинг стран с самым высоким уровнем организованной преступности. Украина оказалась в третьей десятке самых опасных. В списке из 137 стан она расположилась на 113 месте по мере ухудшения. То есть, на 24 месте с конца — между Угандой и Тринидадом и Тобаго.
В конце декабря Еврокомиссия выдвинула ряд требований к Украине для того, чтобы безвизовый режим не был отменен. Один з пунктов требует активизации усилий по борьбе с организованной преступностью, в том числе путем выделения достаточных ресурсов на полицию.
Но в 2016 году на полицию было выделено 15 млрд гривен, в 2017 году – почти 17 млрд (в течение года вносились изменения), а в 2018 году Нацполиция получит 24 млрд.
При этом управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП) было ликвидировано еще в 2014 году.
Планами по усилению борьбы с организованной преступностью глава Нацполиции не поделился. Князев анонсировал лишь объединение патрульной полиции с блоком полиции общественной безопасности. «
Не будет двух разных департаментов. Мы думаем, что мы придем к одному общему подразделению – это полиция превенции», – заявил глава Нацполиции.
Но Шабовта уверен, что «попытка объединить два мало профессиональные подразделения в одно, приведет к крайне сомнительному результату».
Дескать, такого рода реформа « не принесет никакой пользы для украинцев, а лишь ухудшит работу правоохранительных органов».