Те, кто хоть раз делал ремонт, знают: чтобы он простоял долго, нужны хорошие материалы и умелые мастера. Чего, к сожалению, о «ремонте» отечественной системы экстренной медицинской помощи сегодня не скажешь. Но если стены можно быстро перекрасить, а плитку заменить новой, то потерянные жизни и здоровье не вернешь.
ЗА ПОТЕРЮ СОЗНАНИЯ – БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ ВЗНОС
С 1 января нынешнего года в Украине вступило в силу Постановление Кабмина № 1119, призванное побороть недостатки в работе службы. Им устанавливаются нормативы прибытия бригад «скорой» на вызов (10 минут в городах и 20 минут – в селе). Обращения по номерам 103 или 112 разделены на экстренные и неэкстренные. Экстренными посчитали потерю сознания, судороги, расстройства дыхания, боль в области сердца, рвоту кровью, острую боль в животе, наружное кровотечение, признаки острых инфекционных заболеваний, острые психические расстройства. За 10-20 минут «скорая» обязана приехать при травмах, поражении электрическим током, молнией, тепловом ударе, переохлаждении, асфиксии. А также – при травмах в ДТП, авариях на производстве, стихийных бедствиях, отравлениях, укусах животных, нарушении нормального течения беременности. Постановление принято в соответствии со ст. 6 Закона «Об экстренной медицинской помощи», принятого Верховной Радой Украины 5 июля 2012 г.
Казалось бы, «революция» в службе «скорой» началась. Но ее работой по-прежнему остаются недовольны пациенты. Так, в начале января 2013 года жительница Симферопольского района Дарья Михайловна, почувствовав недомогание, набрала «103». В ответ пенсионерке сообщили, что приехать на вызов не смогут, лимиты бензина исчерпаны, и предложили оплатить выезд. «Самое обидное — ничего сделать нельзя! А я воевала за эту страну и теперь оказалась ненужной», — рассказала корреспонденту ГолосUA в Крыму пожилая женщина.
А на Луганщине за прибытие «скорой» по вызову с жителей сельской местности дерут благотворительные взносы. Гипертоник «со стажем», жительница Станично-Луганского района Людмила Титаренко рассказала, какие нынче расценки на «жизнь». Размер взноса зависит от того, как далеко находится село, и колеблется от 55 до 140 грн. «Нам сразу сказали, если средств не будет, – мы не приедем», – добавил муж Людмилы Николай, страдающий сахарным диабетом.
НА НОВЫЕ ПРАВИЛА ДЕНЕГ НЕТ
Против реорганизации службы «скорой» резко выступают многие медики. «Почему рассматривается вопрос только скорости приезда бригады «скорой» и замалчивается качество? Ведь с 1 января на вызов может приехать не врач, а фельдшер, а через несколько лет и вовсе парамедик. Без лекарств, без аппаратуры, без помощника. И, что самое досадное, даже без медицинского опыта!», – заявил глава независимого профсоюза работников скорой помощи Максим Ионов.
Его слова подтверждает и сотрудник луганской «скорой»на Интернет-ресурсе luga-help.do.am. «Робко ожидаемого с 1 января чуда не произошло. Мы так и не стали скорой помощью. Как и прежде: нечто среднее между доставкой пиццы и участковым врачом. Хоть бы немного «фильтровали» вызова. Возникает ощущение близкого «судного дня». И накануне его принимают все подряд», – написал медик.
Максим Ионов убежден, что в результате внедрения нововведений не только «полетят головы» многих медиков, но не обойдется и без человеческих жертв. Ведь диспетчерам крайне сложно определить тяжесть случая по телефону. И если приехавший через час (по новым правилам) на несрочный вызов фельдшер понимает, что ситуация серьезна, то вынужден вызывать экстренную «скорую». В результате, теряется драгоценное время, а жизнь пациента висит на волоске.
Сами чиновники признают: для реформы «скорой» не хватает ресурсов. По информации руководителя отдела медицинской помощи и медицины катастроф Минздрава Михаила Стрельникова, «скорая» нуждается более чем в 2 тыс. новых автомобилей. Он отметил, что и в 2013 году они вряд ли появятся. «Бюджет-2013 очень тяжелый, поэтому закупить автомобили будет трудно», – пояснил Стрельников.
Но даже там, куда Минздрав «отгрузил» новые машины, с ними происходят необъяснимые казусы. В ноябре 2012 года в Донецкую область направили 100 автомобилей скорой помощи, но начали работу только 17 из них. Машины не могли поставить на учет из-за того, что специализированные автомобили были оформлены как «легковушки».
В остальных же регионах с обновлением автопарка – глухо. Как отметил директор Крымского республиканского учреждения «Территориальное медицинское объединение «Центр экстренной медпомощи и медицины катастроф» Леонид Дыро, добраться до места вызова по новым нормативам на старых «скорых» врачам практически нереально. Причины те же, что и до реформирования — износ машин, ужасное состояние крымских дорог и пробки.
А КАК У НИХ?
Израильская медицина – одна из лучших в мире, и говорить о том, что все больницы и фельдшерские пункты там оснащены по последнему слову техники — излишне. Но поразил собственного корреспондента «ГолосUA» в Тель-Авиве момент, касающийся именно «скорой помощи». Белые машины с красными полосами и шестиконечной звездой беспрекословно проникают сквозь даже самые безнадежные пробки — свободная полоса для них освобождается всегда.
Для тех же, кто не нуждается в экстренной помощи, существуют карты страхового покрытия, номер которых совпадает с номером национального паспорта. Пациент, находящийся в любой точке Израиля, звонит в национальный центр медицинского обслуживания и становится в электронную очередь к врачу. Плата за медстраховку составляет 200 шекелей в месяц (около 400 грн). Этой суммы достаточно, чтобы обращаться к медикам необходимое количество раз в год. К тому же пенсионерам лекарства продают со скидкой 50%.