Российский кредит не помешает НБУ включить печатный станок

На этой неделе Украина получила первые деньги от российского кредита и уже начала их активно тратить. Такой вывод можно сделать из заявлений высших должностных лиц страны. Еще до их получения, в среду, 25 декабря, во время брифинга после заседания Кабинета министров вице-премьер по гуманитарным вопросам Константин Грищенко
color="#0000ff">заявил о том, что задолженность по стипендиям перед студентами выплатят за счет предоставленных Россией средств. Когда чиновнику напомнили
color="#0000ff">слова главы правительства Николая Азарова о том, что российский кредит выдан «не на проедание», вице-премьер сказал: «Это не такие большие деньги. Мы считаем, что стипендия — это не проедание, это — инвестиция в будущее , в том числе — и нашу экономику».
Судя по тому, что в пятницу, 27 декабря, в эфире Первого национального телеканала премьер-министр Николай Азаров
color="#0000ff">рассказал о том, что Правительство Украины вынуждено было использовать первый $3 млрд транш российского кредита на погашение социальных обязательств, возникших в связи с ухудшением экономической ситуации в стране, свое мнение Николай Янович изменил очень быстро. «Первый транш нам пришлось использовать, чтобы полностью закрыть все социальные выплаты», — подчеркнул глава Кабмина.
Информация о том, что в украинского правительства семь пятниц на неделе никого уже не удивляет. Скоропалительная смена курса или принятие решений прямо противоположных предварительным заявлениям и даже долгосрочной подготовительной работе давно стали нормой для чиновников. Но при этом анализ действий членов кабинета со стороны экспертного сообщества и СМИ редко касается механизмов изменений, все больше рассуждают о политических последствиях. Да, это важно. Но не менее интересно и то, а каким же образом принимаемые решение правительства внедряются в жизнь. И вот тут-то есть масса интересных и малопонятных моментов.
В частности, стороной обходится тема о том, а каким-таким образом российский кредит полученный, между прочим, путем продажи евробондов за доллары США мог пойти на погашении задолженности по стипендиям или иные социальные выплаты. Что, зарплаты бюджетникам и пенсии в Украине начали платить в валюте? Пока что о таких фактах ничего не известно. Следовательно, можно предположить, что социальные выплаты все же выдали гривнами. Но есть это так, то при чем тут российские доллары? Можно, конечно, возразить что гривны напечатали не просто так, а под пополнившие золотовалютные резервы доллары. Однако что там, в ЗВР – не знает никто, да и помешать использовать их для погашения внешних кредитов тоже никто не помешает. Так какая разница был кредит или нет? – никакой.
Более интересным является следующий вопрос: если $3 млрд (в эквиваленте – 24 млрд грн) пошли на социальные выплаты, то в бюджете был скрытый дефицит в таком же объеме. Следовательно, общий объем бюджетного дефицита не 46, а 70(!) млрд грн. Почему ни премьер, ни глава бюджетного комитета парламента об этом ни полслова ни сказали ранее, а Минфин этого также «не заметил»? И если такой дефицит действительно есть, то получается, что бюджет на будущий год сделан на основании совершенно недостоверных данных о состоянии государственных финансов. Следовательно, он не просто нереален, а тотально фальшив. А значит, проблемы с социальными выплатами будут лишь усугубляться. И покрывать эти проблемы будет печатный станок. 

Читайте также по теме