- В последние годы, любые изменения в торговых отношениях Украины и России принято называть «торговыми войнами». Чего бы это не касалось: то запрета на импорт в РФ конфет, то ограничения, часто взаимные, на поставки какого-то оборудования или сырья. При этом, каждое новое ограничение со стороны РФ по отношению к украинскому импорту, здесь, в Украине расценивалось как явно недружественный политический акт и рассматривалось исключительно через призму политики. Мало того, находились (и находятся) эксперты, которые связывают подобные действия с про- или антироссийской «ориентацией» украинского политического руководства. Однако, если вспомнить историю последних двух десятилетий и «локальных торговых войн», то окажется, что они велись абсолютно независимо от того, какую именно позицию по отношению к Москве занимал официальный Киев.
-
Сейчас, в преддверии возможного подписания Соглашения об Ассоциации и Договора о создании Зоны свободной торговли с ЕС, украинские СМИ наконец-то обратили внимание на тот факт, что Россия вводит ограничения не только на украинский импорт. В частности на то, что Роспотребнадзор ввел ограничения на ввоз в Россию молочной продукции ряда литовских производителей. И снова здесь разглядели «политику». Так как Украина, Грузия и Молдова намерены подписать или парафировать соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС на саммите color="#0000ff">Восточного партнерства в Вильнюсе в ноябре, подобный шаг со стороны РФ расценивается некоторыми как попытка оказать давление на Литву. Хотя на «давление» это явно не похоже, ведь по данным председателя Национального союза производителей молока Андрея Даниленко, Литва не является ключевым игроком наcolor="#0000ff">российском молочном рынке, ее доля составляет менее 1%. Скорее это намек.
- Тем мне менее, 17 сентября министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс заявил, что власти страны планируют привлечь институты ЕС для защиты от начатой Россией торговой войны. Интересно, но почему-то власти Литвы так не протестовали против реальной торговой войны, которую ЕС начало против Литвы и выиграло на момент вступление её в ЕС.
- Последствия такой торговой войны на экономике Литвы можно заметить и невооруженным взглядом: собственного высокотехнологического производства у Литвы не осталось. Да и производства как такового тоже днем с огнем поискать. Продажи литовских товаров в ЕС (без дополнительных пошлин и санкций) ограничены квотами. Но… этого представители властей прибалтийской страны почему-то торговыми войнами не называли. Может стоило бы литовскому премьеру не призывать ЕС помочь в войне с РФ, а просить у еврочиновников пересмотра квот на поставки литовской продукции в ЕС? Да и ЕС невыгодно сейчас ухудшать отношения с Россией, так как это большой и платежеспособный рынок. А замену европейским товарам всегда можно найти. На Востоке, к примеру, в Китае. Так что торговая война у ЕС с РФ если и будет, то явно не за литовское молоко. Потому как ситуация в экономике ЕС не позволяет сейчас совершать спонтанные и резкие телодвижения. Рецессия в еврозоне – лучший предохранитель от поспешных действий. Так что экономика будет определять политику в данном случае. Скорее всего.
- Чем дольше будет длиться мировой кризис, тем больше мы будем наблюдать примеров защиты собственных рынков разными странами. Не исключен вариант, когда ВТО перестанет справляться со своими функциями международного регулятора торговых отношений, как сейчас ООН не справляется с регуляцией отношений политических. Скорее всего, вторая половина текущего века принесет существенные изменения международных институтов: как структурные так и статусные. Но в любом случае, такого уровня влияния как в 20ом веке у них уже не будет. Начало этому процессу было положено с распадом СССР, а сейчас мы наблюдаем продолжение изменений политической и экономической карт мира.
Россия v.s. ЕС: на пороге торговых войн?
Читайте также по теме