Ручное управление госбюджетом может продлится до президентских выборов

Прошла уже середина июня, а Верховная Рада так и не нашла в своем распорядке дня времени для рассмотрения Бюджетной резолюции на 2014 год, хотя этого и требует действующее законодательство.

Напомню, что Бюджетная резолюция на текущий 2013 год была принята в мае прошлого года, даже с опережением графика. Однако в этом году ее не только не приняли, но даже не обсуждали. Не смотря на то, что 17 июня спикер Парламента В.Рыбак заявлял о том, что Верховная Рада Украины планирует на текущей неделе рассмотреть бюджетную резолюцию на 2014 г., неделя – закончилась, а рассмотрения все нет.

Возможно, отсутствие данного документа в повестке дня Рады вызвано крайне негативными прогнозами по макроэкономической ситуации в будущем году. Не даром же, после выступления в Парламенте первый зам главы Минфина слег в больницу с гипертоническим кризом. Косвенно такую версию подтверждают и народные депутаты. Так, 18 июня народный депутат Андрей Павловский на своей странице в

color="#0000ff">Facebook написал буквально следующее: «Первый заместитель министра финансов Анатолий Мярковский при обсуждении бюджетной резолюции в профильном комитете отказался назвать курс валют и уровень инфляции на будущий год, мотивируя это тем, что это вызовет панику среди населения».

19 июня, на заседании бюджетного комитета его глава Евгений Геллер

color="#0000ff">предложил по сути перераспределять бюджет в ручном режиме. И… его предложение комитет поддержал. Как
color="#0000ff">сообщила народный депутат Оксана Калетник, в бюджетном комитете был создан механизм перераспределения денег госбюджета в ручном режиме. «Такое нововведение возмутило часть народных депутатов, поскольку подобные новшества противоречат Конституции и законам страны», — подчеркнула она и отметила, инициатива о перераспределении бюджетных денег вручную свидетельствует о том, что бюджетный комитет перестал быть открытым органом.

По факту мы имеем весьма специфическую ситуацию:

  • бюджетной резолюции нет и до конца летних парламентских каникул ёё, скорее всего, и не будет;

  • прогнозные макропоказатели на будущий год остаются тайной за семью печатями;

  • рецессия в экономике Украины продолжается 11 месяцев подряд и ее темпы только нарастают;

  • золотовалютные запасы НБУ снижаются;

  • шансы на получения внешнего кредитования низкие;

  • дефицит бюджета в первые месяцы текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, увеличился почти в 4 раза;

  • потребительская инфляция – нулевая, ставки по кредитам на отметке 20-25% годовых…

Очевидно, что народные депутаты только осенью смогут приступить к работе над бюджетом и то не факт, что сделано это будет в сентябре. До этого времени (да и до принятия изменений в бюджет Парламентом) коррекция бюджета будет происходить в «ручном режиме». Бюджет 2014 снова будут принимать в «пожарном» режиме и на ходу корректировать. Возможно, что уже осенью гривну ожидает девальвация. И не важно, плавная или резкая, но именно этот риск и вынуждает профильный комитет Рады не спешить с вынесением бюджетной резолюции в сессионный зал. К тому же, лето покажет еще большее падение экономики и даже самым упертым оптимистам станет ясно, что плановые показатели бюджета этого года недостижимы в принципе, а значит, прогноз на будущий год следует делать по итогам трех кварталов нынешнего и никак не ранее. Невозможность оперировать бюджетом в рамках планов приведет к фактическому закреплению «ручника» в распределении средств и на будущий год, а значит, и 2015 — год выборов — страна может встретить с тем же самым «ручным» распределением бюджета…

Читайте также по теме