Секретный план Вадатурского

Похвальное стремление аграрного, да и любого другого, бизнеса расти и развиваться продиктовано жесткой конкуренцией и борьбой за прибыль. Это — норма. Но в устах зерновых миллионеров отца и сына Вадатурских звучит как подвиг: “мы расширяем бизнес “Нибулон” ради Украины”. И сейчас, когда у “Нибулона” могут возникнуть проблемы с кредитами, ему необходимо доказать, что он пал жертвой борьбы с коррумпированным аппаратом не за свои деньги, а за Украину.  Эта непростая задача возложена отцом Алексеем Вадатурским на сына Андрея — народного депутата  и начинающего политика.

Украина — это… я!

Во всем мире собственники вкладывают деньги в логистику, расширения производства, передовые технологии. В Украине много успешных аграрных компаний, применяющих новейшие мировые технологии.  К кому из лидеров агробизнеса не приди — его холдинг самый-самый, а вложения  исчисляются миллионами.

«Кернел» с удовольствием напомнит, что присутствует во всех мировых рейтингах: на его долю приходится около 8% мирового производства подсолнечного масла. «Мироновский хлебопродукт» (МХП), который на самом деле птицефабрика, выпускает самые лучшие и правильные куриные окорочка. Даже капризные голландцы  разрешили им построить  производство по переработке мяса птицы в Нидерландах. Собственники «Глобино» могут часами рассказывать, как за 18 лет превратили небольшую скотобойню в Полтавской области в лидера на рынке мясной и молочной продукции. У «Сварог Вест Групп» самая высокая урожайность с га.  У “Астраты” — самые изобретательные технологии производства сахара и соевого масла на экспорт и т. д.

Но никому не приходило в голову олицетворять себя с Украиной, подобно королю Людовику XIV, который говорил о Франции «государство — это я!» И лишь Алексей Вадатурский, как только заработал первые миллионы, поставил перед журналистами, писавшими рекламные статьи о “Нибулоне”,  задачу все время это подчеркивать.

В результате информационное пространство наполнилось утверждениями, что “Нибулон” экспортирует зерно ради “укрепления позиций Украины в мире”. С той же целью построен собственный порт и проведены дноуглубительные работы. Даже огромная кредитная задолженность “Нибулона” перед иностранными банками призвана “интегрировать Украину в глобальный мир” 

Постепенно “болезнь” углублялась. Типичный заголовок интервью, одобренный  Алексеем Афанасьевичем, звучит так: “Алексей Вадатурский: «Если бы вся Украина работала так, как «Нибулон», мы бы забыли о кризисе!”.

А в последнее время в пылу войны с Мининфраструктуры, абстрактной бюрократией, с прессой и т. д. Вадатурский благословляет публикации, лейтмотивом которых проходит мысль, что “Нибулон” без Украины проживет, а Украина без “Нибулона” нет.

Миф об альтруизме

Так ставить вопрос зерноторговцы из Николаева имели бы право, если бы были бессребрениками, и все доходы, нажитые непосильным трудом, раздавали бы бедным и нуждающимся. Аки святой Николай.

Но достаточно посмотреть видео  встречи народного депутата Андрея Вадатурского (сына) с крестьянами Снигуровского района, чтобы понять: хозяева “Нибулона” вовсе не альтруисты. И когда фермеры говорят Андрею, что не могут выжить при низких ценах на зерно, да еще и платить 7% налога за пользование сельскохозземлей, он читает им лекцию о мировом ценообразовании. Напомнив попутно, что полезные знания почерпнул, учась в Великобритании.

При этом Андрей Вадатурский скромно умалчивает, что его отец Алексей Афанасьевич, как единственный собственник офшоров Nibulon S.A. (Невшатель, Швейцария) и Nibulon Trading BV (Утрехт, Голландия), продавал украинское зерно  своим офшорным "дочкам" по $176 за тонну. В то время как у Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины цена на внешнем рынке была $213,2 за тонну. И что  2016-м году Алексей Вадатурский как собственник ООО “Нибулон” задолжал Алексею Вадатурскому как владельцу  Nibulon S.A. в 2016 году $130 млн. Это к вопросу о том, посредством какой схемы Вадатурские складывают свои “заначки” в Европе, а не Украине.

То же самое касается и речного проекта. Отец и сын не устают повторять, что перевозки по реке (суда, баржи, речные порты, логистика, дноуглубительные работы) — это  глобальный социальный проект во благо Украины. А те чиновники, которые мешают “Нибулону”,  на самом деле мешают Украине. И, прежде всего — министр инфраструктуры Владимир Омелян, с которым отец и сын сцепились за речной сбор.

Однако, как отмечают специалисты, строительство собственного флота стало ответом Вадатурского на сбои в транспортировке зерновых во время уборочных кампаний. Для аграриев постоянно не хватало вагонов, а автомобильные перевозки вместе с бензином стремительно дорожали. И вот теперь, когда перевозки зерновых по суше стали втрое дороже, чем по воде, Вадатурский предлагает везти груз на собственных кораблях. Подчеркнем — разумеется, не бесплатно.

“Свой флот делает николаевцев экспортерами полного цикла. Такая универсальность, специализирующегося на анализе аграрных рынков, автоматически обеспечивает им лидерство на рынке на несколько лет вперед”, — уверена Мария Колесник, руководитель аналитического департамента консалтингового агентства ААА.

Перед тем, как углубиться в строительство флота, “Нибулон” стал одним из первых, кто начал масштабное строительство сети элеваторов и речных терминалов. В отечественные элеваторы помещается только около 30 млн тонн ежегодного урожая. А урожайность в стране повысилась до 40 млн тонн, потом  — до 50 млн тонн и выше. Как пишут аналитики, Вадатурский, спасая свой урожай, увеличил шансы остальных и выжить. Но, во-первых, кроме  “Нибулона” строительство элеваторов ведут другие крупные зерновые компании. Во-вторых, отец и сын ничего не подарили  государству и хранят зерно по тарифам “слегка выше рыночных”. Это все равно, что построить дачу в курортном городке и удовлетворять потребность населения в отдыхе: бизнес или альтруизм? Любой вам скажет, что бизнес. Но Вадатурский уверяет, что — альтруизм.

Если власть нельзя победить, ее нужно возглавить 

Перефразируя известную поговорку о мафии, которую нельзя победить, но можно возглавить, мы перешли к нашей главной теме: собственно политической карьере Вадатурского-младшего.

Алексею Вадатурскому (старшему) денег и хвалебных статей уже давно стало мало. Он мечтал о политической карьере. Но с депутатским мандатом не срослось, да и некогда было отвлекаться от бизнеса. Поэтому отец начал искать пути, как пропихнуть во власть сына.

“Окно возможностей” открылось в 2014 году, когда Андрей Вадатурский вовремя перехватил

региональную организацию БПП в Николаеве. “Нибулон” был одним из крупнейших спонсоров до тех пор, пока депутатский мандат не оказался в кармане у нашего героя .И хотя он баллотировался в парламент по округу,  партийная крыша ему очень помогла. 

Однако «вождь» из Андрея Вадатурского получился никакой. Как пишет николаевская пресса, “от его “умения” управлять стонут даже ярые приверженцы этой политической силы. Как говорят многие, можно было бы его просто игнорировать, если бы не всемогущий папаша… Известна история, о которой рассказала одна николаевская журналистка. Ей Андрей Вадатурский предложил работать в составе пресс-службы. Отработав полмесяца и написав с десяток материалов о деятельности нардепа, женщина поняла, что не сработается и отказалась от дальнейшего сотрудничества. Но денег за отработанное время А. Вадатурский ей не заплатил. Недостойна какая-то холопка барской щедрости..”

Безусловно, в очередном опровержении “Нибулон” заявит, что это неправда, но факт остается фактом: когда популярного волонтера Юрия Бирюкова назначили главой николаевской организации БПП, все очень обрадовались. Кроме отца и сына Вадатурских.

Андрей Вадатурский обиделся настолько сильно, что разразился интервью “Главкому” под заголовком “БПП — это партия власти, которая уже никому не нужна”.

Этим он поставил в неудобное положение Игоря Грынива, который в свое время "подписался" за сына николаевского миллионера, как и за некоторых других влиятельных мажоритарщиков из регионов.  За то, что Андрей “взбрыкнул”, Грыниву записали “незачет”. Так накопились баллы для его отставки с поста лидера фракции.

Тем временем Вадатурский-старший нанял своему сыну пиарщиков, чтобы они раскрутили его как молодого бизнесмена-созидателя, борца с коррупцией и скромнягу в быту.  Со “скромнягой”, правда, вышел прокол. После интервью, где Андрей трогательно рассказывал, что по Николаеву ходит пешком, на пьянки-гулянки деньги не выбрасывает, ни яхт, ни самолетов не имеет, а в Киеве живет в 38-метровом гостиничном номере и сам себе готовит в мультиварке, в прессу вылезла его декларация о доходах.

Из декларации следовало, что без мультиварки в номере вполне можно было обойтись, ибо, кроме депутатской зарплаты в 72 тыс. грн за год, Вадатурский-младший получил премию 2,6 млн грн от  “Нибулона”. Несмотря на эту премию, он не отказался от компенсации стоимости проезда в размере 728 грн и компенсации за аренду гостиничного номера в размере 167 тыс. грн.

Тему аскетизма в личной жизни было решено свернуть, дабы не усугублять положение другими утечками информации (в частности о роскошной усадьбе на территории заповедной Кинбурнской косы) и нажимать на борьбу с коррупцией и бюрократическим аппаратом.

Эта линия  хорошо заметна, если посмотреть упомянутую выше видеозапись встречи с селянами: на вопрос “почему нам мало платят за зерно, как жить?”, Андрей отвечает заученной тирадой на тему: “чиновники, перестаньте воровать!”.

Источники в БПП говорят, что Андрей Вадатурский уже подумывал создать (или возглавить действующую) депутатскую группу с антикоррупционной риторикой, чтобы убить двух зайцев: пиариться и воевать с Омеляном из-за речных пошлин. Но, увидев прайс, приуныл.

Поэтому основную ставку сделал на перспективу. Как пишут СМИ, Андрей и Алексей Вадатурские пытаются обосноваться в Аграрной партии: сейчас они там вторые инвесторы после Юрия Косюка («Мироновский хлебопродукт»).

Их план заключается в том, что при благоприятном раскладе Аграрная партия может взять по спискам или округам достаточное количество мандатов. Особенно, если Роману Бессмертному, как неформальному политтехнологу Аграрной партии,  удастся убедить Банковую, что проект поможет снизить рейтинг «Батькивщины», поскольку ориентирован на часть электората Тимошенко.

Тогда уже раскрученный в прессе Андрей попытается занять пост лидера фракции или (если повезет) вице-премьера или министра. В этой позиции его должны поддержать профильные ассоциации.

Не случайно Вадатурский-старший усиленно тратится на  судостроительных лоббистов, которые попутноклеймят невыгодные для компании инициативы. Ассоциацию судостроителей возглавляет бывший депутат и бывший помощник Виктора Ющенко в НБУ Виктор Лисицкий (уроженец Николаева). А президент Украинской зерновой ассоциации Владимир Клименко несколько месяцев назад перешел на должность заместителя гендиректора компании "Нибулон".

Нюха нет, но есть долги

Препятствием к удовлетворению политических амбиций Вадатурского-младшего, по слова осведомленных пиарщиков, является… отсутствие у него политического нюха. “Насколько папа прозорлив в плане потребностей зернового рынка, настолько сын постоянно “стреляет мимо” в своих попытках  вклиниться во власть, —  рассказал нам один из пиар-консультантов. 

По его словам, в прошлом году, во время “премьериады” Андрей хотел “продать” себя Наталье Яресько, которую называли наиболее вероятным сменщиком Арсения Яценюка. Давал пространные интервью, где обосновывал, почему Яресько должна быть премьером, льстил ей, называл супер-менеджером, и намекал, что тоже является эффективным менеджером. Неизвестно на какую должность он рассчитывал, но просчитался. Владимир Гройсман его невзлюбил, судя критике Андрея в адрес правительства. 

А тем временем долговая ситуация “Нибулона” усугубляется. Всех встревожила  новость  о том, что объем обязательств ООО «Нибулон» в 2016 году достиг $474,3 млн., из них текущих долгво — $316,5 млн.  А вся выручка предприятия за 9 мес. 2016 года составила $363 млн. В том числе операционная прибыль — $54,2 млн. (на фоне крупных убытков 2014-ом и 2015-м годах).

Вторым “напрягающим” фактом является то, что в перепалке с Омеляном  по поводу законопроектов  №2712, 2713 (2713-е), 2475, 2476, Андрей Вадатурский начал угрожать закрытием судостроительного завода и сворачиванием “речного проекта”, под который фактически и взяты сотни миллионов иностранных кредитов.

Если сложить все пазлы вместе, то возникает вопрос: а не являются ли активная публичная деятельность и пиар Вадатурского-младшего, сближение с Аграрной партией,  а так же пафос Вадатурского-старшего на счет того, что “Украины без “Нибулона” не будет”  дымовой завесой к планам изящно кинуть кредиторов?

Ну, как кинуть — попросить реструктуризации долгов или мотивировать проблемы с платежами тем, что тупой и коррумпированный бюрократический аппарат ставит палки в колеса такой созидательной компании, которая все делает не ради своей прибыли, а исключительно во благо Украины (про офшоры мы молчим). И нет другого пути решить все проблемы радикально, как пойти в насквозь прогнившую власть, эффективно ее реформировать и после этого начать отдавать долги.

План, согласитесь, блестящий, но слишком много рисков. Главные из которых мы уже назвали: отсутствие политического нюха у Вадатурского-маладшего и привычка экономить на качественных пиарщиках у Вадатурского-старшего. Ну, и еще сложности с “репатриацией капиталов”, необходимых на большую политическую кампанию. Деньги у “Нибулона” есть, но они, судя по всему, припрятаны в офшорах до лучших времен

Читайте также по теме