Украинские депутаты, по экспертному мнению, нашли в ПАСЕ «площадку для демонстраций». Они не голосовали за права языков нацменьшинств. А руководству Совета Европы указали на ошибки в отношениях с РФ.
Положения, которые Украина не поддерживает
В Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в ходе зимней сессии, которая продлится до 26 января, была принята резолюция об обеспечении развития языков меньшинств. Украинская делегация воздержалась при голосовании, поскольку документ содержит положения, которые Украина не поддерживает. Так пояснила член Постоянной делегации ВР в Парламентской ассамблее Совета Европы, первый заместитель Председателя Верховной Рады Ирина Геращенко.
Эксперт–международник Олег Волошин иронизировал в Facebook: «Делегаты от наших «патриотических» фракций очень сильно нервничают по поводу резолюции. К чему бы это? Вроде же в Европу с их помощью уже четыре года идем»,
Украина в тексте резолюции не упоминалась. Впрочем, как и любая другая страна. Однако, в пояснительной записке был упомянут украинский закон об образовании, из-за которого Венгрия заявила о блокировании европейских и евроатлантических стремлений Киева.
Еще 12 октября 2017 года ПАСЕ приняла резолюцию по итогам срочных дебатов вокруг украинского образовательного закона, которым ограничивается школьное обучение на языках нацменьшинств. Тогда ПАСЕ раскритиковала то, что Верховная Рада приняла закон об образовании, без консультаций с представителями национальных меньшинств. Теперь принята резолюция «Защита и развитие региональных языков и языков меньшинств в Европе». В ней ПАСЕ, в частности, рекомендует всем странам-членам:
Обеспечить языкам меньшинств статус второго официального языка в тех регионах, где такие языки традиционно используются;
Обеспечить возможность обучения на региональном языке или языке меньшинства на протяжении всего периода обучения, начиная с дошкольного, начального и среднего образования, до профессиональной подготовки и высшего образования;
Обеспечить, чтобы сотрудники государственных администраций могли предоставлять информацию и услуги на соответствующих региональных языках или языках меньшинств;
Воздерживаться от применения ограничительных правовых и политических мер в сфере медиа, таких как обязательства по субтитрованию/переводу, и обязательные квоты для программ на официальном языке.
«Это свод правил для всех, который соответствует европейским принципам отношения власти к вопросам языка в многонациональных государствах», — отмечает Олег Волошин.
Следует напомнить, что в Украине действует закон о языковых квотах на телевидении, обязывающий общенациональные каналы не менее 75% вещания вести на украинском языке, а местные каналы – не менее 60%. Закон об образовании предусматривает, что с 5 класса дети нацменьшинств должны учиться на украинском, а родной язык изучать как отдельную дисциплину. А закон о госслужбе обязывает чиновников обязательно использовать государственный язык при выполнении своих должностных обязанностей.
Научили считать Совет Европы
Украина проявила «кардинальное расхождение» во взглядах с руководством Совета Европы. Так, генеральный секретарь Совета Европы Турбьерн Ягланд во время выступления заявил, что Россия и другие «проблемные» страны-члены СЕ должны оставаться в составе организации, пока они не нарушают 4 уставных принципа, от которых страна-член не может отклоняться даже при чрезвычайных обстоятельствах. Это – запрет смертной казни, пыток, принудительного труда или рабства, а также внесудебного наказания.
Все остальные нарушения принципов Совета Европы, по его мнению, не имеют такого влияния. Напомним, что Россия не отправила делегацию на январскую сессию ПАСЕ из-за того, что в регламент не были внесены поправки «о защите прав национальных делегаций от дискриминации».
Как известно, Россия была лишена права голоса в ПАСЕ в апреле 2014 года, а затем санкции против России в виде лишения ее права голоса были продлены. В знак протеста делегация РФ заявила, что прекращает контакты с ПАСЕ и отказывается платить взносы, в то время как вклад РФ составляет 10% бюджета организации.
В докладе Ягланда говорилось о том, что в Совет Европы оказался в финансовом кризисе, и будет вынужден сокращать активность из-за одновременного уменьшения вкладов от Турции и России.
В ответ, новоизбранный вице-президент ПАСЕ от Украины Владимир Арьев заявил: «Мы слышали, что нам здесь нужны все 47 стран-членов. Но здесь же не министерство финансов, здесь простая математика не работает… Если один вернется, кто-то еще, или даже все остальные могут покинуть эту организацию, так как подрываются сами ее основы».
Постоянный представитель Украины при Совете Европы Дмитрий Кулеба прокомментировал ситуацию в СМИ, заявив, что Украина не удовлетворена позицией руководства Совета Европы, допускающего возможность возвращения России на заседания.
«Позиции Украины и генсека не совпадают. Хотя у нас есть и положительные примеры сотрудничества. Но в вопросе России наши взгляды кардинально расходятся», – отметил он.
Эксперт-международник «Украинского центра анализа и менеджмента политики» Владимир Воля считает, что тема возвращения России отложиться на более позднее время.
«Наши депутаты нашли хорошую площадку, где все слишком символически происходит,- на этой площадке можно благодатно показывать свою деятельность, свои победы…При этом они находятся в каком-то параллельном мире, события в котором не влияют на реалии», — отметил он.
Следует полагать, что демонстрация позиции украинских депутатов продолжится. В рамках сессии ПАСЕ рассмотрит доклад литовского парламентария Игидиуса Варейкиса о «гуманитарных последствиях войны в Украине». В проекте документа говорится о «тревожной гуманитарной ситуации в Украине, где более 4 миллионов человек нуждаются в гуманитарной помощи». А от Украины потребуется как можно скорее ратифицировать Римский статут Международного уголовного суда, который позволит расследовать случаи нарушений международного гуманитарного права во время войны.
Андрей Кислов