Никита Бегаль
10:11 28/06/2021

«Северный поток-2»: чего ждать от запуска газопровода

В июне РФ приступила к тестированию объектов «Северного потока – 2», достройка которого ожидается уже в конце текущего года. Газопровод планировали завершить еще в конце 2019 года, однако этому препятствовали санкции со стороны США. Так, введенные меры заставили ряд компаний выйти из проекта. СП-2 и сейчас находится под санкционным давлением.  Вашингтон расценивает СП-2 как политический проект, указывая, что он создает слишком большую зависимость Европы от поставок энергоносителей из России. Страны Балтии, Польша и Украина поддерживают позицию США по газопроводу. А вот Германия, являющиеся энергетическим бенефициаром СП-2, называет санкции сомнительными и надеется урегулировать спорные моменты с Вашингтоном.

«По «Северному потоку-2» мы добились важного прогресса. Из-под действия последних штрафных мер, принятых Вашингтоном, были выведены немецкие компании и отдельные персоны. Сейчас переговоры продолжаются, мы собираемся найти решения до августа», —  ранее заявил глава МИД ФРГ Хайко Маас.

Прогресс действительно есть. Ранее стало известно, что Администрация президента США Джо Байдена решила отказаться от санкций против компании-оператора «Северного потока 2» — Nord Stream 2 AG и ее управляющего директора Матиаса Варнига, та как это «негативно повлияют на отношения США с Германией, ЕС и другими европейскими союзниками и партнерами».

«Германия села за стол переговоров, и мы активно с ней сотрудничаем […] С практической точки зрения, я думаю, что физическое завершения трубопровода является свершившимся фактом. И независимо от санкций против этого субъекта и генерального директора, на наш взгляд, ничего не изменилось с точки зрения физического завершения», — сказал государственный секретарь США Энтони Блинкенна слушании комитета по иностранным делам Палаты представителей в начале июня.

Позже он заявил, что власти Германии и США намерены заключить соглашения, которые будут гарантировать защиту Украины и Европы от российского газопровода Северный поток-2.

В то же время глава Госдепа подчеркнул, что пока неизвестно, успеют ли стороны согласовать все детали до предстоящего визита канцлера Германии Ангелы Меркель в США, однако, по его словам, для этого делается все возможное.

По словам политолога Алексея Якубина, «демократы сейчас пытаются восстановить трансатлантический диалог», отчего смягчают для союзников свою политику по СП-2.

«США рассматривают снятие части санкций с СП-2 как попытку восстановить отношения с Германией. Демократы готовы к договоренностям и идут на компромисс по СП-2», — заявил он.

Вместе с тем в мае пакет санкций был расширен на четыре российских судна и некоторые компании, участвовавшие в строительстве СП-2. Советник президента США Джейк Салливан заявил, что Джо Байден не собирается вводить санкции против стран ЕС, которые причастны к СП-2, однако он готов вводить ограничения против российских компаний.

«Вопрос в том, будем ли мы напрямую преследовать, используя полномочия по санкциям, наших европейских партнеров, союзников и друзей. Президент Байден сказал: я не готов этого сделать, но я готов вводить каждые 90 дней санкции против российских организаций, участвующих в строительстве СП-2. Он это делал и продолжит делать», – заявил советник Байдена.

Как говорились выше, целью санкций Вашингтон называет сдерживание России в Европе. Но многие эксперты говорят, что санкции США преследуют экономическую цель — помочь собственному экспорту сжиженного газа (СПГ) на европейский рынок.

«Россия никоим образом не сможет использовать СП-2 для давления на Евросоюз, поскольку у Европы диверсифицированная поставка газа. Европа получает газ из Южного газового коридора, с Каспия и проч. Могут быть подключены и другие потоки. Европа также имеет собственную добычу газа. Конечно, СП-2 является самым мощным газопроводом, но ЕС раньше как-то справлялась без него», — считает политолог Владимир Воля.

Напомним, проект СП-2 включает две нитки газопровода общей мощностью 55 млрд м3 в год от побережья России через Балтийское море до Германии. Строительство газопровода в основном завершено. В водах Германии все еще надо построить 13,9 км одной линии и 16,8 км другой линии.

Украину ввод в эксплуатацию СП-2 сильно пугает, так как это чревато обнулением доходов от транзита российского газа и обесцениванием газотранспортной системы.

Текущий  «транзитный» контракт с РФ действует до 2024 года. Он предполагает загрузку украинской ГТС на 40 млрд куб. м газа в год и суммарные доходы в 7 млрд долларов.

Президент Владимир Зеленский считает, что СП-2 может заработать через 2-3 года и тогда Украине не видать нового контракта на транзит газа. В то же время в Кремле говорят обратное, уверяя, что транзит будет продолжен, но украинские власти отказываются верить в это. Также они допускают невыполнение обязательств по текущему договору, а премьер Денис Шмыгаль пригрозил судом «Газпрому» за отказ от транзита через Украину.

В то же время Киев готов к переговорам о компенсации из-за потери поступлений от транзита газа. Об этом заявил министра иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба. Позже министр отментил, что условием для запуска «Северного потока-2» должна быть деоккупация РФ украинских территорий.

А вот в Минэнерго одним из способов сохранить использование украинской ГТС видят создание газового консорциума с привлечением европейских и американских компаний. В ведомстве считают, что если компании получают доступ к ГТС, то это будет способствовать созданию рынка. Также в экспертной среде озвучивалась модель компенсации в виде представления Украине доли в СП-2.

В свою очередь эксперт по вопросам энергетики Дмитрий Марунич полагает, что компенсацией за потерю транзита могут стать займы.

«Максимум, что может получить Украина – кредитные ресурсы со стороны Запада. Сейчас этим  вопросом занимаются США», — сказал он.

При этом он допустил подписание нового выгодного контракта с РФ, но такой сценарий маловероятен.

«Договор с приемлемыми для Киева цифрами по транзиту – 40 млрд куб.м в год или больше. Но слишком много за эти годы Украина и Россия наломали дров. Более того, « Нафтогаз» собирается судиться с «Газпромом», но это все путь  в один конец. Поэтому, как можно на текущем этапе договориться с РФ, не представляю»,- сказал Дмитрий Марунич.

По его словам, после запуска СП-2 Украина понесет значительные потери.

«Возможно, частично они будут компенсированы. Однако компенсация не покроет все»,- резюмировал он.

Как бы то ни было, после 2024 года Украине придется садиться с Россией за стол переговоров.

«Переговоры будут происходить в  худших условиях для Украины. Ведь с учетом появления «Северного потока-2» и возможности РФ обходиться без украинского транзита, нам придется торговаться с Россией, идти на уступки и предлагать ей лучшее условия для транзита газа. Или привлекать на свою сторону западных партнёров и формировать газовый консорциум.  То есть пытаться таким образом решить данную проблему»,- комментирует политолог Руслан Бортник.

Если Украина потеряет нынешние объемы транзита российского газа, это скажется на потребителях, говорит эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук.

«Мы же берем газ из магистральных газопроводов, в системе поддерживается давление с помощью транзита газа. Этого не будет, он будет меньше. Нам придется, грубо говоря, реконструировать нашу систему, то есть проложить газопроводы-интерконнекторы внутри страны. Этого даже никто не считал. Возникает вопрос, кто это будет финансировать? Государство, местные органы власти? У них денег нет. Нафтогаз? У него тоже денег нет. Сам оператор ГТС за счет транзитных денег? Это тоже вопрос, как им это позволить, под что. А исполнителями будут облгазы, кто управляет сетями. Но им это надо заложить в тариф. Мы не успеем это сделать за несколько лет. Эти вопросы сегодня ключевые», – сказал Юрий Корольчук.

По мнению эксперта, такая ситуация может повлиять на тарифы на распределение газа.

«В результате потребитель будет платить за эту потерю транзита, потому что в любом случае тариф на доставку газу, на распределение вырастет, потому что будет дороже стоить доставка газа. Принцип простой: меньше газа – больше платишь за доставку, когда менее разветвленная система сетей. Больше газа – ты можешь за счет этого снизить цену», – отметил Юрий Корольчук.

Эксперт по энергетическим вопросам Геннадий Рябцев говорит, что на фоне происходящих событий не нужно уповать на транзитный потенциал Украины и ГТС.

«По этой причине систему необходимо переориентировать на потребности внутреннего рынка и на возможности использования подземных хранилищ газа, в том числе для хранения ресурса, закупленного для европейских потребителей. Безусловно, что это дело не одного года», — отметил он.

 

Читайте также по теме