Никита Бегаль
06:00 06/04/2018

«Северный поток-2»: Начало краха, или Шанс для самоорганизации украинской ГТС

В конце марта стало известно, что Федеральное ведомство Германии по судоходству и гидрографии дало добро на строительство и эксплуатацию 30-километрового подводного участка трубопровода «Северный поток- 2». Эта новость всполошила руководство Украины, ведь это, со слов политиков и чиновников, угрожает потери страной доходов от транзита российского газа.

Проект «Северный поток -2», напомним, предполагает запуск двух линий газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря. Общая пропускная способность строящейся инфраструктуры — 55 млрд куб. м газа в год.  Надо сказать, что Россия получила уже два (Финляндия и ФРГ) из четырех разрешений на строительство газопровода: свое «да» еще не сказали в Дании и Швеции, в исключительных экономических зонах которых должна прокладываться труба.

Для Германии, которая импортировала в прошлом году 53,4 млрд куб. м российского газа, это ключевой проект, так как она сможет сэкономить на закупках и получить дополнительные доходы за счет работы своих хабов.

В то же время против проекта «Северный поток-2» ополчились США, которые хотят активно продавать свой сжиженный газ в Европе, и 12 стран-членов ЕС, так или иначе вовлеченных в процесс сухопутного варианта транзита российского газа. 

Противники трубопровода указывают, что его строительство противоречит положениям  т.н. Третьего энергетического пакета, сводом энергетических правил ЕС, который декларирует примат диверсификации поставок энергоресурсов, источников энергии и транзитных маршрутов.

В «Нафтогазе» сообщили, что решение Германии разрешить строительство газопровода является «неприятным, но прогнозируемым».

А Президент Петр Порошенко был более критичен, назвав «Северный поток- 2» инструментом политического давления, а его сторонников «сообщниками России в ее гибридной войне».

Отметим, что, помимо ФРГ, сооружение трубопровода поддерживают Австрия и Франция, которые хотят избавиться от дополнительных расходов в виде платежей странам-транзитерам.  

В целом полный запуск «Северного потока-2» сильно ухудшить привлекательность украинской газотранспортной системы. По словам Порошенко, экономические потери страны от ввода в эксплуатации трубопровода оцениваются в 2 млрд долларов в год. В то же время по подсчетам «Нафтогаза» финансовый урон составит 3 млрд долларов.

Директор по развитию бизнеса НАК «Нафтогаза» Юрий Витренко говорит, что «если не будет транзита, то повышаются военные риски для Украины, поэтому важно сохранить» его.

Напомним, Украина уже проигрывает от политики РФ по снижению зависимости от стран-транзитеров и строительству обходных маршрутов.

Так, в прошлом году «Газпром» получил 90% пропускной способности газопровода OPAL, который является наземным продолжением «Северного потока». Это позволяет РФ наращивать экспорт газа по этому маршруту до 14,6 млрд кубометров в год. В связи с этим Украина теряет до 20% транзита российского газа.

В «Нафтогазе» надеются, что европейские институты смогут повлиять на действия РФ по проекту «Северный поток-2». Сейчас на уровне Еврокомиссии, Европейского парламента и Совета Европы  ведутся дискуссия по поводу возможного европейского регулирования газопровода.   

«То есть, в этом случае, даже если Россия получит разрешения на строительство, но газопровод будет подпадать под европейское регулирование, «Газпром», может, и передумает», —  отмечает  Витренко.

По его словам, «с другой стороны есть «домашняя работа», и Украина должна сделать определенные шаги для того, чтобы уменьшить риск построения «Северного потока-2».

По мнению европейского обозревателя Яниса Пападониса, Германия не будет учитывать политических интересов Киева при строительстве «Северного поток-2».

«Несмотря на то, что Берлин в целом поддерживает курс украинского руководства на европейскую интеграцию, ФРГ оставляет за собой право руководствоваться собственной выгодой из сотрудничества с Москвой, Таким образом, любые протесты Украины обречены на фиаско», — сказал он.

Как подчеркнул Я. Пападонис, только за первый год эксплуатации новой ветки по дну Балтийского моря Германия сможет сэкономить до 10 млрд евро.

«Северный поток-2» строят потому, что этот проект очень выгоден, по меньшей мере, 10 странам ЕС. Подрядчики уже работают над этим проектом из Германии, Финляндии, Швеции, Австрии, Швейцарии, Британии и Нидерландов. Кроме того, окупаемость этого проекта почти вдвое быстрее, чем аналогичные инфраструктурные проекты, которые строились в ЕС. Также этот проект обеспечит Германии и Австрии статус очень ликвидного хаба, причем на долгие годы, что не может не привлекать инвесторов в этот проект», — говорит эксперт топливного рынка, директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.

Как бы то ни было, Украине после 2020 года, когда завершится действие 10-летнего контракта Украины и РФ на транзит газа в Европу, стоит готовиться к сокращению прокачки энергоносителя по украинской ГТС.

«В прошлом году было прокачено 93,5 млрд куб. м газа. Доход Украины от транзита российского газа в страны ЕС по итогам 2017 года составил около 3 млрд долларов. Если будет подписан новый контракт с РФ, то, оптимистичному сценарию,  только 1 млрд долларов мы будем получать за счет транзита»,-  сказал эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский, добавив, что  минимизация объемов транспортировки газа негативно скажется на функционировании ГТС и создаст риски для простых потребителей.

«Не исключаю, что это может отразиться на росте тарифов на газ для населения. Относительно стоимости ГТС сказать сложно. Пока еще не решены все вопросы в Стокгольмском арбитраже (там спорят «Нафтогаз» и «Газпром» — Авт.) и  будущее «Северного потока — 2». Однако с каждым днем бездействия Украина будет терять существенные сумму. Рыночные перспективы украинской  ГТС весьма туманны», — добавил эксперт. 

Еще более туманными они станут, когда будет реализован проект «Турецкий поток» по дну Черного моря (маршрут Анапа — Люлебургаз) в варианте двух ниток. Вместе с «Северным потоком-2»  это около 85 млрд куб. м. российского газа в год в обход Украины. Эти трубопроводы могут заработать уже в 2019-2020 гг.  

Рябцев подчеркивает, что профессионализм и переговорные умения украинской стороны будут решающими в обеспечении «транзитных» доходов страны после 2020 года.

«Если же договор не будет подписан, то сокращение доходов после 2020 года никоим образом не будет связан с тем, будет ли «Северный поток-2» достроен или нет. У нас почему-то постоянно увязывают эти два вопроса (строительство «Северного потока-2» и доходы Украины от транзита – ред.). А это неверная увязка. Тут увязывать доходы следует с договороспособностью оператора украинской ГТС. С наличием самого независимого и квалифицированного оператора ГТС. Если у нас не будет контракта с 2020 года, то не будет и доходов от транзита. А будет ли построен «Северный поток-2» или нет, это дело десятое», — отметил он.

 

Читайте также по теме